Содержательный модуль 1: Скелет туловища и конечностей. 2. Цель:Научиться определять классификационные, структурные, возрастные особенности костей

1. Тема 1: СТРОЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, РАЗВИТИЕ КОСТЕЙ. ВОЗРАСТНЫЕ И ТИПИЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТЕЙ.

2. Цель: Научиться определять классификационные, структурные, возрастные особенности костей.

3. Базовый уровень знаний:

3.1. Из курса геометрии – понятия об осях и плоскостях, трехмерное пространство.

3.2. Из курса биологии – билатеральная симметрия тела животных, строение костной ткани.

4. Программа самоподготовки студентов к теме:

4.1. Выучить основные части кости. Выяснить функции надкостницы, метафизов, костного мозга.

4.2. Выучить, что называют «структурно-функциональной единицей костной ткани». Выяснить строение остеона.

4.3. Выучить из какого вещества состоят кости, какое строение имеют губчатое и компактное вещество.

4.4. Выучить функции скелета и стадии его развития.

4.5. Выучить типы окостенения.

4.6. Выучить классификацию костей по развитию и по форме.

5. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

5.1. Определить на препарате нормальное анатомическое положение трубчатой кости. Найти основные ее части (тело, эпифизы, апофизы).

5.2. Определить оси и поверхности на трубчатой (плечевая), губчатой (ребро), смешанной (позвонок) костях.

5.3. Найти на препарате костей компактное и губчатое вещество.

5.4. Определить на препарате первичные, вторичные и смешанные по развитию кости.

5.5. Найти на рентгенограмме трубчатые кости, рассмотреть их строение.

5.6. Определить на рентгенограмме расположения диафиза, эпифизов, метафиза, апофизов, костномозговую полость.

5.7. Найти на препарате губчатые кости, рассмотреть их строение и топографию.

6. Исходящий уровень знаний и умений.

6.1. Студент должен знать:

6.1.1. Знать развитие скелета в фило- и онтогенезе.

6.1.2. Знать классификацию костей по развитию, уметь показать на препарате и рентгенограмме первичные, вторичные, смешанные кости.

6.1.3. Знать классификацию костей по форме, уметь показать на препарате и рентгенограмме трубчатые, губчатые и смешанные кости.

6.1.4. Знать типы и сроки окостенения костей.

6.2. Студент должен уметь:

6.2.1. Показывать на препарате основные части костей.

6.2.2. Определять функцию основных частей кости.

7. Формы и методы самоконтроля:

7.1. Тесты

7.1.1. Какие из перечисленных костей принадлежат к трубчатым?

A. Тазовая кость.

B. Реберная кость.

C. Большеберцовая кость. *

7.1.2. Какие из перечисленных костей принадлежат к губчатым?

A. Пяточная кость. *

B. Бедренная кость.

C. Лопатка.

7.1.3. Какие из перечисленных костей принадлежат к смешанным по форме?

A. Реберная кость.

B. Позвонок. *

C. Лобная кость.

7.1.4. Какие из перечисленных костей являются смешанными по развитию?

A. Плечевая.

B. Ключица. *

C. Теменная.

7.1.5. Какие из перечисленных костей являются первичными по развитию?

A. Плечевая.

B. Ключица.

C. Теменная. *

7.1.6. Какие из перечисленных костей являются вторичными по развитию?

A. Плечевая. *

B. Ключица.

C. Теменная.

7.2. Контрольные вопросы:

7.2.1. Назовите функции скелета.

7.2.2. Перечислите и найдите на препарате отделы скелета.

7.2.3. Назовите три стадии развития скелета.

7.2.4. Какие кости называют первичными? Приведите примеры.

7.2.5. Найдите на препарате вторичные кости по развитию. Дайте определение вторичных костей.

7.2.6. Перечислите типы окостенения костей.

7.2.7. Назовите сроки окостенения костей позвоночника.

7.2.8. Назовите сроки окостенения костей конечностей.

7.2.9. Найдите на препаратах основные части трубчатых костей.

7.2.10. Покажите на препарате плоские кости.

7.2.11. Объясните, что такое остеон.

7.2.12. Какие типы костных клеток вы знаете?

7.2.13. Каковы функции костного мозга?

7.2.14. Что такая надкостница? Какова ее функция?

7.2.15. Что такое метафиз? Какова его функция?

1. Тема 2: РЕБРА, ГРУДИНА. ПОНЯТИЕ О ГРУДНОЙ КЛЕТКЕ, ЕЕ РАЗМЕРЫ И ФОРМЫ. КОСТИ ПОЯСА ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ.

2. Цель: Ознакомить с общим строением костей туловища и пояса верхней конечности. Выучить строение и топографию грудной клетки, ее размеры для дальнейшего использования на клинических кафедрах.

3. Базовый уровень знаний:

3.1. Из курса биологии – филогенез костной системы; знание систем органов, которые расположены в области грудной клетки.

3.2. Из курса анатомии - знание функций грудной клетки.

4. Программа самоподготовки студентов к теме:

4.1. Определить нормальное анатомическое положение ребра.

4.2. Выучить, на какие основные отделы делится ребро.

4.3. Определить и выучить строение І ребра. Сравнить его характеристики с другими ребрами.

4.4. Выучить структуру и функции грудины. Рассмотреть особенности развития грудины.

4.5. Выучить, чем образованы 6 стенок грудной клетки.

4.6. Выучить развитие костей пояса верхней конечности.

4.7. Выучить размеры грудной клетки. Рассмотреть типы грудной клетки по форме.

4.8. Выучить строение и топографию лопатки.

4.9. Выучить строение и топографию ключицы.

5. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

5.1. Определить на препарате нормальное анатомическое положение ребра. Определить признаки, по которым это можно сделать.

5.2. Определить на препарате тело, позвоночный и грудинный конец ребра. Найти поверхности и края ребра.

5.3. Определить на препарате нормальное анатомическое положение І ребра. Сравнить расположение І ребра с другими.

5.4. Определить на препарате, чем образованы передняя, задняя и латеральные стенки грудной клетки.

5.5. Определить на препарате, чем ограничена верхняя и нижняя апертуры грудной клетки.

5.6. Найти на препарате подгрудинный угол, межреберные пространства, реберные дуги, легочные борозды.

5.7. Определить нормальное анатомическое положение лопатки. Найти на препарате ее поверхности, края, углы, структуры.

5.8. Определить нормальное анатомическое положение ключицы. Найти на препарате ее общие части.

5.9. Найти на препарате тело (его поверхности, края), концы ключицы, а затем структуры на основных частях.

6. Исходящий уровень знаний и умений.

6.1. Студент должен знать:

6.1.1. Нормальное анатомическое положение реберной кости. Признаки, по которым его можно определить.

6.1.2. Отделы ребра и структуры на них.

6.1.3. Части грудины.

6.2. Студент должен уметь:

6.2.1. Найти нормальное анатомическое положение грудины. Назвать признаки, по которым это сделано.

6.2.2. Сделать измерения грудной клетки, показать верхнее и нижнее отверстия грудной клетки, межреберные пространства, подгрудинный угол, реберную дугу.

6.2.3. Определить на препарате нормальное анатомическое положение костей пояса верхней конечности.

6.2.4. Показать на препарате и назвать строение лопатки и ключицы.

7. Формы и методы самоконтроля:

7.1. Тесты

7.1.1. На какой части реберной кости расположена головка ребра?

A. На теле.

B. На грудинном конце.

C. На позвоночном конце. *

7.1.2. Какие из перечисленных костей принадлежат к вторичным по развитию?

A. Грудина. *

B. Ключица.

C. Подъязычная кость.

7.1.3. Какие из перечисленных костей принадлежат к смешанным по развитию?

A. Лопатка.

B. Ключица. *

C. Грудина.

7.1.4. Сколько общих частей имеет грудина?

A. 5.

B. 3. *

C. 4.

7.1.5. На какой части грудины расположена яремная вырезка?

A. На рукоятке. *

B. На теле.

C. На мечевидном отростке.

7.1.6. На какой из перечисленных костей находится клювовидный отросток.

A. На лопатке. *

B. На ключице.

C. На ребре.

7.2. Контрольные вопросы

7.2.1. Назовите функции грудной клетки.

7.2.2. Перечислите и найдите на препарате общие отделы ребра.

7.2.3. Назовите отличия между І ребром и другими.

7.2.4. Какие кости составляют стенки грудной клетки?

7.2.5. Найдите на препарате части и структуры грудины.

7.2.6. Покажите на препарате части ключицы.

7.2.7. Найдите структуры ключицы.

7.2.8. Укажите на препарате части и структры лопатки.

7.2.9. Найдите на препаратах подгрудинный угол. Назовите, чем он ограничен.

7.2.10.Покажите на препарате межреберные пространства, реберную дугу, верхнюю и нижнюю апертуры грудной клетки.

1. Тема 3: ОТДЕЛЫ СТОПЫ, АНАТОМИЯ КОСТЕЙ СТОПЫ. РЕНТГЕНАНАТОМИЯ КОСТЕЙ КОНЕЧНОСТЕЙ.

2. Цель: Выучить на препаратах структуру, топографию, строение и отделы стопы. Уметь назвать и показать на препарате отделы стопы. Выучить топографию и строение костей предплюсны, плюсны и фаланг пальцев.

3. Базовый уровень знаний:

3.1. Из курса биологии – филогенез костной системы.

3.2. Из курса анатомии - знать отделы скелета нижней конечности, развитие костей нижней конечности.

4. Программа самоподготовки студентов к теме:

4.1. Определить нормальное анатомическое положение стопы.

4.2. Выучить, на какие отделы делится стопа.

4.3. Выучить строение костей проксимального и дистального рядов предплюсны.

4.4. Выучить структуру костей плюсны.

4.5. Выучить строение костей фаланг пальцев стопы.

5. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

5.1. Определить на препарате нормальное анатомическое положение стопы. Записать отличия, которые характеризуют это положение.

5.2. Определить на препарате основные отделы стопы.

5.3. Определить на препаратах проксимальный и дистальный ряды предплюсны, найти кости первого ряда, затем второго ряда. Выучить их топографию и строение.

5.4. Определить на препаратах кости плюсны, выучить их строение (найти тело, проксимальный и дистальный эпифизы). Выучить топографию костей плюсны.

5.5. Определить на препарате проксимальные, средние и дистальные фаланги. Найдите структуры фаланг пальцев (тело, эпифизы и т.п.).

5.6. На рентгенограммах трубчатых костей конечностей определить общие части длинных костей: диафиз, эпифизы, апофизы.

5.7. На рентгенограмме плечевой кости найти головку, анатомическую и хирургическую шейки, бугорки - большой и малый, блок и головку отростка плечевой кости, мыщелки.

5.8. На рентгенограмме лучевой кости найти головку, шейку, шиловидный отросток.

5.9. На рентгенограмме локтевой кости найти головку, шейку, локтевой, венечный, шиловидный отросток.

5.10. На рентгенограмме костей кисти найти кости проксимального и дистального рядов запястья, кости пясти, фаланг пальцев.

5.11. На рентгенограмме бедренной кости найти головку, шейку, большой и малый вертлюги, медиальный и латеральный мыщелки, надмыщелки, наколенник.

5.12. На рентгенограмме костей голени найти головку, шейку, латеральную лодыжку малоберцовой кости; горб, латеральный и медиальный мыщелки, медиальную лодыжку большеберцовой кости.

5.13. На рентгенограмме костей стопы найти отдельные кости предплюсны, плюсны и фаланг пальцев.

6. Исходящий уровень знаний и умений.

6.1. Студент должен знать:

6.1.1. Нормальное анатомическое положение стопы, признаки, по которым его можно определить.

6.1.2. Отделы стопы и кости, которые ее образуют.

6.1.3. Кости, образующие проксимальный и дистальный ряды предплюсны.

6.1.4. Кости плюсны и фаланг пальцев.

6.2. Студент должен уметь

6.2.1. Показывать и называть на препарате и рентгенограмме: структуры пояса верхней конечности, плеча, предплечья, кисти.

6.2.2. Студент должен уметь показывать и называть на препарате и рентгенограмме: структуры пояса нижней конечности, бедра, голени, стопы.

7. Формы и методы самоконтроля:

7.1. Тесты

7.1.1. Какие выделяют основные отделы стопы?

A. Предплюсна, пяточная, таранная кости, фаланги пальцев.

B. Передплюсна, плюсна, пяточная, таранная кости.

C. Предплюсна, плюсна, фаланги пальцев. *

7.1.2. Какие основные части имеют кости плюсны?

A. Головку, шейку, диафиз.

B. Головку, тело, основание. *

C. Апофиз, головку, тело.

7.1.3. Сколько предплюсневых костей на одной стопе?

A. 8.

B. 10.

C. 7. *

7.1.4. Перечислите кости первого ряда предплюсны:

A. Таранная, кубовидная, три клиновидные.

B. Таранная, пяточная. *

C. Таранная, пяточная, кубовидная.

7.1.5. Какая кость стопы имеет опору таранной кости?

A. Таранная.

B. Кубовидная.

C. Пяточная. *

7.1.6. Какая из перечисленных костей имеет блок (суставную поверхность)?

A. Таранная.*

B. Кубовидная.

C. Пяточная.

7.2. Контрольные вопросы:

7.2.1. Назовите функции и отделы стопы.

7.2.2. Перечислите и найдите на препарате кости проксимального ряда предплюсны.

7.2.3. Перечислите и найдите на препарате кости дистального ряда предплюсны.

7.2.4. Какие кости составляют синус предплюсны?

7.2.5. Найдите на препарате структуры пятки.

7.2.6. Покажите на препарате части таранной кости.

7.2.7. Найдите структуры кубовидной кости.

7.2.8. Укажите на препарате клиновидные кости, их поверхности, края, структуры.

7.2.9. Найдите на препаратах части плюсневых костей.

7.2.10.Покажите на препарате строения фаланговой кости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: