Оргмомент, или начало занятия, должно быть непродолжительным и занимать не более 2—3 минут. Для детей важно то, как педагог встретит их, какие слова произнесет. Слова: «Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные мысли», — придадут детям уверенность в себе и желание порадовать педагога.
Далее можно провести релаксационные упражнения, например, такие как «Силачи», «Сильные и слабые», «Деревянный Буратино и резиновая кукла», «Цветы и бабочки». Приведем описания некоторых упражнений:
1) «Лошадки». Дети стоят на одной ноге, другая, согнутая в колене, касается носком пола, руки перед грудью (напряжение). Смена положения: уронить руки, встать на другую ногу (расслабление).
2) «Лесник сажает деревья». Дерево растет (дети тянут руки вверх — напряжение), ураган сломал дерево (расслабление).
3) «Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление).
|
|
4) «Лесорубы». Лесорубы рубят топором сучья (напряжение), положили топор (расслабление). Катят бревна, поднимают их на машину (напряжение), устали (потряхивание расслабленными руками).
5) «Строители». Поднимают ведро с краской (напряжение) и опускают его (расслабление).
Для этой части занятия подходят пластические этюды. Их содержание может быть связано с темой занятия по коррекции звука или с изучаемой лексической темой. Например, при изучении лексической темы «Птицы» можно включить следующие задания.
Обыгрывание ситуаций:
1) «Мастерим кормушку». Педагог: Нам надо смастерить кормушку для птиц. Покажите ваши действия: вы строгаете и пилите доски, сколачиваете их гвоздями, вешаете кормушку на дерево, сыплете корм.
2) «Воронята в гнезде». Педагог: Покажите, как вороненок высовывает из гнезда голову, затем правое и левое «крылышко» (голова и руки напряжены). Мама-ворона сердится: «Карр! Карр! Карр!» Вороненок присмирел и спокойно сел в гнездо (расслабление).
Возможен пластический этюд с использованием стихов.
Педагог: Покажите смелого, юркого, шустрого воробья и трусливого воробья.
— Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь.
— Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
А. Тараскин
Помимо релаксационных упражнений и пластических этюдов, 2—3 раза в неделю в занятия включаются задания и игры на формирование пространственного восприятия: «Куда пойдешь, что найдешь?», «Что видишь справа, что у тебя слева?», «Стань лицом к окну, повернись так, чтобы зеркало было справа от тебя», «Стань впереди Юли. Стань между стулом и столом, возле доски» и др.
|
|
Разнообразие заданий, используемых в вводной части занятия, способствует коррекции и развитию психофизических функций, ориентировке в пространстве, координации движений у детей, формированию умения выражать эмоции и чувства.
Немаловажное значение в овладении ребенком правильным звукопроизношением имеет его умение слушать и слышать и степень развития речевого слуха. Задания на развитие слухового восприятия могут быть включены в вводную часть занятия, так как они не занимают много времени, но очень значимы для коррекционной работы.
Основные задачи по развитию слухового и речеслухового восприятия:
— научить детей вслушиваться в различные звучания, развивать умение сосредоточивать внимание на звуке;
— научить выделять среди разнообразных звуков только нужные;
— устанавливать местонахождение источника звука;
— определять, какому предмету принадлежит звук;
— определять на слух темп звучания;
— различать силу звука;
— научить переключать внимание с одного звучащего предмета на другой;
— научить вслушиваться в речь говорящего.
Решению этих задач помогут следующие игровые упражнения: «Что ты слышишь?», «О чем говорит комната?», «О чем говорит улица?», «Эхо», «Покажи, что звучало», «Узнай предмет по звуку», «Угадай, где позвонили», «Угадай, что я делаю» (действия производятся за ширмой), «Жмурки» (определение местонахождения звучащего предмета), «Угадай, что надо делать» (в зависимости от того, как звучит барабан — громко или тихо, дети выполняют различные действия — подпрыгивают или приседают), «Угадай, что стучит — погремушка или молоточек», «Что в коробочке?» (в спичечных коробочках или в коробочках из-под киндер-сюрпризов находится крупа, песок или другие мелкие предметы), «Постучи так, как я» (воспроизведение ритма на барабане или бубне).
Игры: «Летает — не летает», «Слушай внимательно» (присесть столько раз, сколько услышал хлопков и ударов в бубен), «Запрещенное слово» (называется ряд слов, одно слово — запрещенное, дети повторяют слова вслед за педагогом, кроме запрещенного).
Выполнение инструкций, состоящих из 2—3 действий.
Развитие тонкой моторики пальцев рук.
Координация движений с речью
Работа над моторикой пальцев рук важна для развития речи детей, особенно в раннем возрасте. Данная проблема хорошо освещена в литературе. Право на выбор упражнений, направленных на развитие тонкой моторики пальцев рук с использованием стихотворных текстов, остается за каждым педагогом. Важно подобрать такие игровые задания, которые будут способствовать выработке четких координированных движений в сочетании с речью, формированию навыков выражать при помощи интонации и мимики различные эмоции. Желательно, чтобы тексты были насыщены автоматизируемым звуком или связаны с изучаемой лексической темой. Например, потешка «Мы делили апельсин...» подходит для закрепления звука [л].
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежат,
Эта долька — для ужат,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда.
Разбегайтесь кто куда!