— Сегодня мы поедем в Простоквашино и повторим звуки [р], [р'].
Развитие фонематических представлений. Произношение звуков [р], [р'] в словах
— Кто нас ждет в Простоквашино? (Дядя Федор, корова Мурка, Шарик, Матроскин, теленок Гаврюша.)Нам надо купить им всем подарки. Зайдем сначала в посудохозяйственный магазин. В названиях покупок должны быть звуки [р], [р']. Что купим? (Кастрюлю, самовар, сковороду, кружку, ведро, ведерко.)Какое сейчас время года? (Весна.)Значит, дяде Федору нужны... (куртка, брюки)и на ноги... (резиновые сапоги). А к лету ему понадобятся... (рубашка, шорты). Что купим в мебельном магазине? (Кровать, кресло, раскладушку.)На чем мы все это довезем? (На грузовике, на грузовой машине.)Какие продукты питания отвезем в Простоквашино? В их названиях должны быть звуки [р], [р']. (Вермишель, макароны, ракушки, баранки, пирожные, зефир, торт.)Галчонку купим... (крупу). Печкину подарим... (ручки и карандаши), Шарику —... (фоторужье), дяде Федору —... (грабли, мини-трактор).
Звуки [р], [р'] в предложениях. Падежное управление
Выставляется картина с изображением деревни и персонажей сказки.
— А вот и Простоквашино! С кем поздороваемся? (С дядей Федором, Шариком, Матроскиным, Муркой, Гаврюшей, Печкиным.)(Дети здороваются.) Кому и что вы подарите? (Я подарю дяде Федору трактор. Я подарю Шарику фоторужье.) И т. д.
Физминутка
Поможем дяде Федору вскопать огород.
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали,
Семена рядами
Дружно мы сажали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли,
А потом водою
Теплой поливали.
(Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший.)
— Дядя Федор приглашает нас к столу, где нас ждет угощение. Какими молочными продуктами нас угостили? (Сыром, творогом, простоквашей, кефиром.)
Анализ предложения
— Угадайте, кто и какую работу выполняет. (Матроскин доит корову. Шарик ловит рыбу.)(Одно-два предложения обозначаются полосками, определяется количество и последовательность слов.)
Звукослоговой анализ и синтез слов
— Дядя Федор предлагает нам поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу». (Логопед говорит от имени дяди Федора) Ра-ра-ра, начинается игра. Я прошу со слога ра мне сейчас назвать слова. (Ракета, рана, ромашка, раки, радуга.)Продолжаем мы игру — где слова со слога ру?(Рука, рукавицы, ручей, рубашка.)Теперь составьте слова из «рассыпанных» слогов: ра, но... (рано, нора), са, ро... (роса), ро, до, га... (дорога), ре, ка... (река), ки, ра... (раки).
— А сейчас поиграем в игру «Словесная цепочка». В этой игре каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего слова. Я называю первое слово, а вы продолжаете: рак — (кот — танк — каша — арбуз...).