Цель и задачи:
Изучить основные положения теоретического раздела исторической науки (специфику её предмета, развитие исторической мысли), роль и место российской цивилизации в мировой истории и отечественнойисториографии в мировой науке.
Изучив тему, студент должен знать:
- содержание основных понятий;
- ведущих русских учёных-историков и их вклад в развитие науки.
Изучив тему, студент должен уметь:
- анализировать специфику исторического знания в сравнении с другими гуманитарными дисциплинами;
- формулировать методы исторического познания и основные научные концепции исторического развития.
Вопросы:
I. Предмет исторической науки, функции исторического знания, методы исторического познания, исторический источник.
II. Историография. Основные теоретические подходы к осмыслению мировой истории. Этапы развития русской историографии.
Методические указания к вопросам I и II:
Основные понятия:
Предмет исторической науки, исторический метод, исторический источник,
историография, формационный подход к изучению истории, цивилизационный подход, теологический подход (религиозный (провиденциализм)), евроцентризм.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем заключаются познавательная и воспитательная функции исторического знания?
2. Дайте определение сравнительно-исторического и проблемно-хронологического методов исторического познания.
3. Назовите этапы отечественной историографии истории России.
4. Перечислите ведущих русских-историков второй половины XIX–нач. XX вв.
Основная литература:
1. История России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2008. С. 3–6.
2. История России. / Под ред. М.И. Зуева и А.А. Чернобаева – М., 2001. С. 5–9.
3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2005. С. 1–12.