Внут. переменные - это ситуационные ф-ры внутри орг-и. Поскольку орг-и предст-т собой созданные людьми с-мы, то внут. переменные в основном явл-ся рез-м управленческих решений.
Основные переменные внут. среды:
1. Цели – конкретное конечное сост-е орг-и или желаемый рез-т, кот. стремиться добиться группа работая вместе. В ходе пр-са пл-я руководство разрабатывает цели и сообщает членам орг-и. Этот пр-с предст-ет собой мощный мех-м координирования, потому что он дает возм-ть членам орг-и знать, к чему они должны стремиться.
У орг-и м.б. разнообразные цели, особенно это касается организации различных типов. Орг-и, которые занимаются бизнесом, сосредоточены главным образом, на получаемой П. Гос. органы, учебные институты и некоммерческие больницы не стремятся получать П. Но их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках опред-х бюджетных орг-й.
Общие цели отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу. Они опред-т основные направления программы развития фирмы, что требует точного формулирования целей и их увязки с рес-ми. Одновременно с форм-ем целей происходит их ранжирование по принципу приоритетности. Цели подразделений должны внести конкретный вклад в цели организации и не должны вступать в противоречия с целями других подразделений.
|
|
2. Структура – это логические взаимоотн-я уровней упр-я и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
На структуру аппарата управления оказывают воздействие следующие факторы:
* характер пр-а и его отраслевые особенности (технология изготовления, масштаб и тип производства, уровень технической оснащенности пр-а);
* формы орг-и управления пр-ом: линейная, линейно-функциональная, матричная;
* соотношение между централизованной и децентрализованной формами управления;
* соотношение между отраслевой и территориальной формами управления;
* уровень механизации и автоматизации управленческих работ, классификация работников, эффективность их труда.
В основе структурного деления труда лежит разделение труда, гориз-е и верт-е разделение упр-го труда, специальные ф-ии (координация).
3. Задачи - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая д.б. выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической т.з. задачи предписываются не работнику, а его должности. Задачи орг-и традиционно делятся на 3 категории:
* работа с людьми (менеджер, мастер, рук-ль);
* работа с предметами (машины, сырье, инструменты);
|
|
* работа с информацией (финансисты, маркетологи, юристы).
4. Технология - это сочетание квалиф-х навыков, обор--я, инфраструктуры, инструментов и соотв-х технич-х знаний, необх-х д/осущ-я желаемых преобразований в мат-х, в инф-и или людях.
Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.
Из всех существующих систем классификаций типов технологий наибольшей известностью пользуется система Джоан Вудворд - британской исследовательницы управления. Изучая произв-е фирмы, она обнаружила, что все технологии м. разделить на 3 категории: Единичное, мелкосерийное или индивидуальное пр-во; Массовое или крупносерийное пр-во; Непрерывное пр-во.
Социолог и теоретик организации Джеймс Томпсон разработал следующую класс-ю, в которой технологии м. разделить на 3 следующие категории:
1) Многозвенные технологии хар-ся серией взаимоз-х задач, которые д. вып-ся послед-но.
2) Посреднические технологии хар-ся встречами взаимозависимых групп людей
3) Интенсивная технология хар-ся применением спец. приемов, навыков или услуг, для того чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в пр-во.
5. Люди (персонал) – люди являются центральным фактором в любой модели упр-я. Существуют 3 осн-х аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению:
* поведение отдельных людей;
* поведение людей в группах;
* хар-р поведения рук-ля, его влияние на поведение отдельных людей и групп.
Как ведет себя человек в обществе и на работе явл-ся следствием сложного сочетания инд-х хар-к личности и внеш. среды. К таким ф-м относятся: умственные и физ-е спос-ти; потребности; ценности и взгляды; индивидуальное поведение и успешность; произв-ть; влияние среды.
Взаимосвязь внут. переменных. Очень важно понимать, что в практике переменные не могут рассматриваться независимо друг от друга, для этого используют системную модель внутренних переменных. Взаимосвязь внутренних переменных представляет собой модель, показывающую взаимоотношение внутренних переменных: целей, структуры, задач, технологий и людей.