Структура и особенности философского знания

Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами культуры необходимо охарактеризовать культуру как способ и результат человеческой деятельности с точки зрения ее оснований.

Фундамент культуры как феномена:

· знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке;

· ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы.

Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности, поэтому ее часто называют рефлексией над основаниями культуры, квинтэссенцией самосознания исторической эпохи. Философия имеет дело с постоянно меняющейся реальностью, формирует общезначимые и непреходящие смыслы в этой реальности, в рациональной форме транслируя их будущим поколениям. Ядро философии составляют экзистенциальные или смысложизненные ценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т. д. В рамках философии обсуждаются и другие проблемы, однако она акцентирует свое внимание на группе экзистенциальных ценностей, которые и определяют мировоззренческую природу философского знания.

Человеческая культура включает в себя всю совокупность материальных и духовных благ, создаваемых конкретными личностями на протяжении истории человечества. В силу этого культура изначально связана с определённым типом человеческой деятельности, при котором значение имеет не только то, что сделано, но как именно, с какой целью и какую ценность имеет это для жизни человека и общества. А сама культурно–историческая деятельность человека в обществе является специфическим способом познания и освоения мира, что во многом роднит её с философией, делая её центральным элементом и творческой основой жизнедеятельности общества. Именно благодаря творчеству и осуществляется прогресс в науке, технике, искусстве, политике и во всех сферах общественной жизни.

В общественной практике философия связана со многими ведущими областями духовной культуры и типами человеческой деятельности. Все виды духовной деятельности осуществляются благодаря функционированию различных форм общественного сознания, к которым относятся: мораль, искусство, политическое и правовое сознания, религия, философия, естественнонаучное сознание. Отсюда и возникает многочисленное структурное подразделение философских дисциплин в их отношении к различным формам сознания и проявлениям человеческой деятельности. Философия перестаёт быть просто абстрактной в общественной жизни людей и подразделяется на ряд более узких и конкретных дисциплин: философия морали, философия религии, философия истории, философия права, философия науки и техники, философия культуры и т. д.

О глубоком сближении философии и искусства писали многие великие философы, такие как Платон, Кант, Шопенгауэр, В. Соловьёв. Г. Гегель отмечал, что философ должен быть эстетически развит не меньше, чем поэт. Свои суждения он основывал на историческом опыте мировой культуры, и главным образом, – культуры античной. Европейское Возрождение (XIV – XVI вв.) было возрождением, прежде всего, художественно–философского духа древних эллинов. «Красота спасёт мир» – знаменитые слова русского классика обращены в равной мере и к философии и к искусству. Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: главная роль философии в истории культуры – одухотворение, оразумливание человеческого рода, наполнение жизни человека высшим смыслом, высшими идеями и непреходящими ценностями.

Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам: онтологической; гносеологической; аксиологической; праксиологической; антропологической.

Эти пять групп проблем формируют структуру любого фи­лософского знания. Онтология (греч. on, ontos – сущее, logos – учение)– философское учение о бытии и сущем. Направлена на теоретическое изучение фундаментальных принципов и основ мироздания, наиболее общих форм, явлений и процессов существующей объективной реальности мира. Гносеология (греч. gnosis – знание, logos – учение) философское учение о познании. Исследует природу и сущность познания в целом, познавательные возможности человека, всеобщие предпосылки и границы человеческого познания, виды и формы познавательной деятельности, уровни и ступени процесса познания, выявляя при этом определяющие условия его достоверности и истинности. Акси­ология – философское учение о ценностях. Выявляет природу и сущность ценностей, специфику ценностного восприятия мира, систему и структуру мира ценностей, их виды, уровни и формы, а также их взаимосвязь с общественной практикой и межличностными отношениями. Праксиология – философское учение о действии. Изучает исходные основы, природу и сущность, специфику и направленность человеческой деятельности в общественной среде, её активно–преобразовательный характер, виды и формы общественной практики. Антропология – философское учение о человеке. Все разделы философского знания существу­ют в неразрывном единстве. Невозможно построить какую–либо концепцию действия – праксиологию, не решив проблем аксиологии, антропологии или онтологии. Решение онтологи­ческих проблем неизбежно выводит мысль на проблемы позна­ния и истины. Антропологическая проблематика фокусирует в себе все другие группы философских проблем, а гносеология, как говорил И. Кант, возникла из потребности решить антино­мию человеческой свободы, т. е. из антропологии и онтологии.

Подобная структура философского знания, будучи ком­пактной и стройной, является предпочтительной по сравнению с привычно переходящими из учебника в учебник перечнями разделов философского знания. Кроме того, она вырастает не на пустом месте. Так, например, И. Кант по сути дела пред­ложил схожую структуру: учение о чистом разуме – гносео­логия, учение о практическом разуме – аксиология и праксио­логия, учение об эстетической способности суждения – аксиология. Все три раздела подводят к «последнему» философ­скому вопросу: «что такое человек?», т. е. пересекаются в ант­ропологии. И. Кант не говорит отдельно об онтологическом компоненте философского знания, однако проблемы онтоло­гии растворены во всех трех его «Критиках»: «Критике чисто­го разума», «Критике практического разума», «Критике спо­собности суждения».

Другой философ, Э. Гуссерль, предлагает схожую модель фи­лософского знания. В работе «Кризис европейских наук и транс­цендентальная феноменология» он пишет: «Формы разума тематизируются в науке о познании..., в науках об истинной и подлинной оценке.., об этическом поступке... "абсолютных", "вечных", "надвременных", "безусловно" значимых идей и идеа­лов». Таким образом, Э. Гуссерль задает похожую структуру фи­лософии: гносеология, аксиология, праксиология и онтология.

Помимо основных философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют области исследования, соотносимые с другими компонентами духовной культуры или формами общественного сознания: философия науки, философия права, философия ис­кусства, философия религии, философия мифологии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и прин­ципы, формулируемые в «ядре» философского знания – он­тологии, гносеологии, аксиологии, праксиологии и антропо­логии.

В разные эпохи на первый план выходил тот или иной раз­дел философского знания, тогда как другие продолжали суще­ствовать на периферии. Например, в Античности и в Средние века доминировала онтологическая проблематика, в эпоху Возрождения в центре внимания была антропология. В Новое время и в эпоху Просвещения философы решают, прежде всего, гносеологические вопросы, а философия фактически сводится к вопросу об адекватном, универсальном познании. В совре­менной философии внимание сконцентрировано в основном на антропологической и аксиологической проблематике; темы бытия, его познания, истины, т. е. онтология и гносеология от­ходят на задний план. В современной философии ясно очерчен праксиологический компонент философского знания, став­ший, например, в американском прагматизме (греч. pragma – дело, действие) доминирующей сферой философского исследования.

Прагматизм – философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве центрального, определяющего свойства человеческой сущности. Представителями прагматизма являлись Ч. Пирс (автор термина), Джемс, Дьюи и др. Согласно прагматизму, ценность мышления обусловливается его действенностью, эффективностью как средства для достижения успеха, для решения жизненных задач. Мышление – средство приспособления организма к окружающей среде с целью успешного действия. Содержание знаний определяется его практическими последствиями. Пирс трансформировал дискуссии о знании в проблематику веры – готовности к действию тем или иным образом. Если исследователь знает, какие практические следствия в состоянии продуцировать объект понятия, то понятие о них всех и явится полным понятием объекта. Философские споры разрешимы через сопоставление практических следствий той или иной теории. Функция философии – по Джемсу – в уяснении того, какая разница для меня или вас, если та, а не иная модель мира является истинной. Прагматизм предполагает отказ от изучения основ бытия и познания в пользу отработки методов разрешения разнообразных проблемных ситуаций жизни. Согласно Джемсу, «в качестве истины, которая может быть принята, прагматизм признаёт лишь одно то, что наилучшим образом руководит нами, что лучше всего приспособлено к любой части жизни и позволяет лучше всего слиться со всей совокупностью опыта».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: