Краткое содержание оперы. Действие оперы происходит в ХV веке, неподалеку от Нижнего Новгорода

Действие оперы происходит в ХV веке, неподалеку от Нижнего Новгорода. У перевоза через Оку стоит постоялый двор. Хозяйка его - молодая вдова Настасья, прозванная Кумой, - слывет в народе за свою привлекательность и доброту Чародейкой. Она пленила старого князя Никиту Курлятева - наместника Нижнего Новгорода.

Покинутая князем жена грустит одна. Она думает, что Чародейка Настасья околдовала её мужа. О своем горе она рассказывает сыну Юрию, который клянется отомстить за позор матери и убить Чародейку, околдовавшую отца.

Старому князю так и не удалось добиться от Настасьи любви. Он в гневе уходит. Ночью в эту же корчму пробирается с обнаженным кинжалом Юрий, но, пораженный красотой Настасьи, не может совершить задуманное убийство. Настасья открывает княжичу свою любовь. В душе Юрия разгорается ответное чувство.

Влюбленные встречаются в лесу, чтобы бежать вместе из этих мест. Но этим планам не суждено осуществиться. Настасью встречает Княгиня, переодетая нищей странницей. Она раздобыла у знахаря яд и подносит сопернице ковшик с отравленной водой. Настасья умирает на руках Юрия. Княгиня торжествующе открывает княжичу причину смерти Чародейки. В отчаянии Юрий проклинает мать. По приказу Княгини тело Кумы бросают в реку.

Появляется старый князь. Он требует, чтобы Юрий указал, где скрывается Настасья. Уверенный в том, что Юрий спрятал от него возлюбленную, он в припадке ревности убивает сына.

Внезапно начинается буря. Князь остается один в лесу. Ужас охватывает князя, разум его помутился. Не в силах вынести тяжести содеянного, он падает замертво.

Как видим, сюжет оперы изобилует мелодраматическими эффектами с почти неизбежной кровавой развязкой. Лишь благодаря прекрасной музыке Чайковского эта опера до сих пор не сходит со сцен оперных театров.

* * *

К концу 80-х годов российская и европейская слава П.И. Чайковского достигает своего апогея. В марте 1888 года композитор совершает триумфальную концертную поездку по городам Европы.

Каждый раз, возвращаясь из-за границы “к себе” домой, Чайковский с радостью предавался творчеству. Он считал, что время, потерянное для творчества, равносильно вычеркнутому из жизни.

В 1888 году П.И. Чайковский познакомился с А.П. Чеховым. Без имен этих двух великих художников невозможно представить себе русскую культуру 80-90-х годов XIX века, как невозможно представить себе его первую половину без имен А.С. Пушкина и М.И. Глинки. Знакомство состоялось на квартире Модеста Ильича Чайковского, куда Чехов был приглашен к завтраку.

Одна встреча в Петербурге, одна в Москве и по три письма от каждого - таково внешнее проявление дружбы двух великих людей, прерванной смертью Чайковского. Они обсуждали перспективу сочинения новой оперы на сюжет лермонтовской “Бэлы”. Чехов обещал написать либретто, но план остался неосуществленным.

“Он хороший человек, - писал Чехов после знакомства, - и совсем не похож на полубога”. Писатель посвятил ему сборник рассказов “Хмурые люди”. В одном из частных писем Чехова можно прочесть следующие слова: “Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его...”

* * *

В то время, как Чайковский начал сочинять свою Пятую симфонию, он получил письмо от И.А. Всеволожского - директора императорских театров с предложением написать балет на сюжет сказки Ш. Перро “Спящая красавица”. Либретто будущего балета составил сам Всеволожский.

В сказочном сюжете, сочиненным почти 200 лет назад, Чайковского привлекла прежде всего возможность снова воплотить в драматической музыке вечные проблемы жизни: борьбу Добра со Злом, победу, в конечном итоге, идеалов Красоты, Радости, Любви. Драматургию балета Чайковский строит на противопоставлении нежного и светлого образа феи Сирени и зловеще-гротескового образа феи Карабос. Их музыкальные характеристики последовательно проводятся на протяжении всего балета.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: