Краткое содержание балета. Действие балета “Лебединое озеро” происходит в средние века в немецких землях

Действие балета “Лебединое озеро” происходит в средние века в немецких землях. На фоне средневековых замков и девственной природы разворачивается типично романтическая драма любви. Принц Зигфрид на празднике по случаю собственного совершеннолетия увидел пролетающую неподалеку стаю прекрасных лебедей. В состоянии неясного лирического томления он берет арбалет - подарок матери - и в одиночестве отправляется на берег озера поохотиться. Там он с удивлением видит, как лебеди превращаются в прекрасных девушек. Одна из них - самая прекрасная - увенчана короной. Она упрекает Зигфрида в том, что он хотел убить её и объясняет ему, что она заколдована злым волшебником и только по ночам вместе со своими подругами может принять свой подлинный облик, днем же снова превращается в лебедя. Её имя - Одетта. Корона на её голове - подарок матери, доброй феи, защищает её от козней злого гения, стремящегося погубить ее. И только верная любовь, как во всех сказках мира, может освободить ее от злых чар. Зигфрид клянется Одетте в вечной любви и верности. Одетта предупреждает, что его чувство и данная клятва подвергнутся большому испытанию: злой волшебник Ротбарт готовит свои козни.

На балу, где принц Зигфрид должен по велению своей матери выбрать себе невесту, появляется Ротбарт и подводит к Зигфриду свою дочь Одиллию (“черного лебедя”), как две капли похожую на Одетту. Зигфрид восторженно приветствует её. Сама же Одетта в виде лебедя появляется в высоком готическом окне замка, предостерегая любимого от злых чар волшебника, но принц, увлеченный Одиллией, ничего не видит и не слышит.

Зигфрид объявляет своей невестой Одиллию и тем самым предает клятву вечной любви, данную Одетте, цель злого волшебника достигнута. В распахнувшееся окно Зигфрид видит белого лебедя с короной на голове. Он понимает, что обманут, и в отчаянии бежит к озеру.

Ночь. Подруги Одетты ждут её возвращения. Они танцуют и учат танцам маленьких лебедей (“Танец маленьких лебедей”). Одетта рассказывает подругам о своем горе. Вбегающий Зигфрид умоляет Одетту простить его, но это уже не в ее власти. В образе филина появляется злой гений. Теперь Одетта должна погибнуть. Зигфрид клянется умереть вместе с нею. Начинается буря, озеро выходит из берегов. Одетта, последний раз обняв Зигфрида, вбегает на скалу, чтобы броситься с нее в воду. Зигфрид спешит на помощь, но вместо этого также исчезает в волнах озера. Погибает и злой гений: смерть Зигфрида ради любви к Одетте - его гибель.

Заключение и апофеоз балета, построенные на основной лейттеме балета, вырастают в гимн любви и верности. В музыке эта идея выражена настолько значительно, ее звучание в мажорном варпианте так торжественно, что в сценической жизни “Лебединного озера” прочно утвердилась традиция благополучной финальной развяки. Однако музыка Чайковского оставалась прежней. Знаменитым этот балет стал в постановке 1895 года двух гениальных хореографов: француза Мариуса Петипа и русского Льва Иванова. Хореография этих балетмейстеров стала хрестоматийной и изучается во всем мире. В их постановке балет заканчивался счастливо, победой истинной любви. В таком виде он шел и на советской сцене. И лишь в последнее время балетмейстер Ю. Григорович вернул спектаклю его трагический финал. Постановка эта осуществлена на сцене Большого театра в 2001 году.

В период создания своего первого балета П.И. Чайковский начал работу еще над одним из самых популярных своих сочинений. В декабрьском номере журнала “Новеллист” за 1875 год было напечатано, что “знаменитый композитор П.И. Чайковский обещал редакции свое сотрудничество и намерен в будущем году поместить целую серию своих фортепианных композиций, характер которых будет вполне соответствовать как названию пьес, так и впечатлению от того месяца, в котором каждая из них появится в журнале...”. Так появились знаменитые “Времена года”.

В искренних и правдивых музыкальных образах этих 12 пьес Чайковский сумел воплотить существенные черты русского национального характера. Поэтические эпиграфы к пьесам подбирал сам издатель из произведений русских поэтов.

Одна из лучших пьес цикла “Осенняя песня” - глубоко обобщенный лирический образ. Это элегия о жизни человека, а не только осенняя песня о расставании с уходящим летом. Музыкальная тема в этой пьесе - одна из прекраснейших мелодий Чайковского. Её особенная певучесть сочетается с интонациями живой человеческой речи, в которой слышатся и душевная боль, и безысходная тоска.

* * *

В мае 1876 года экзамены в консерватории закончились, и П.И. Чайковский поехал в качестве корреспондента “Московских ведомостей” в Германию, в город Байрёйт, на открытие фестиваля вагнеровских опер. С творчеством немецкого композитора и дирижера Рихарда Вагнера Чайковский познакомился еще в годы студенчества, когда знаменитый композитор гастролировал в России.

Вагнер в то время был самым знаменитым оперным композитором. И хотя Чайковский отрицательно относился к стилю вагнеровских опер, он тем не менее очень ценил его как композитора-симфониста, при этом понимая, что вагнеровский путь неизбежно заведет жанр оперы в тупик.

В эту поездку Чайковскому было приятно узнать, что имя его стало весьма популярным среди западноевропейских композиторов.


В 1876 году Чайковский посетил Париж, где присутствовал на представлении оперы Ж. Бизе “Кармен”, не имевшей тогда успеха у публики. Чутьем гениально одаренного музыкального драматурга Чайковский сразу же распознал в этой опере шедевр мирового значения и предсказал, что через 10 лет “Кармен” станет самой популярной оперой в мире. Так и случилось.

* * *

Однако все поездки когда-нибудь заканчиваются, и предстоит возвращение домой. А дома, в Москве, Чайковского ждали неустроенный быт, утомительные обязанности преподавателя и полное одиночество.

В 1877 году Чайковский писал одному из близких приятелей: “Я очень изменился за это время и физически, и в особенности морально. Веселости и охоты дурачиться не оказывается вовсе. Молодости не осталось ни на грош. Жизнь страшно скучна, пуста и пошла. Сильно подумываю о женитьбе или другой порочной связи. Но единственно, что осталось в прежнем виде, - это охота писать. Если б обстоятельства сложились иначе, если б своему стремлению творить я бы не встречал на каждому шагу препятствия в виде, например, консерваторских уроков, которые с каждым днем делаются все противнее и противнее, то мог бы написать что-нибудь вполне хорошее. Но, увы, к консерватории я прикован”. Чайковским овладело твердое желание жениться “во что бы то ни стало” и быть “как все”. Чайковский понимал, что женитьба изменит весь его образ жизни. Это очень пугало его и удерживало от решительного шага.

Первой женщиной, увлекшей композитора, была известная итальянская певица Дезире Арто (в переводе с французского Дезире - желанная). Ей он посвятил свой знаменитый Романс для фортепиано, мгновенно получивший самое широкое распространение. Певица была на пять лет старше Чайковского. Между ними состоялась даже помолвка, однако друзья композитора сделали все, чтобы её расстроить. Они говорили композитору: “Пойми, ты нам, России, нужен, а не в прислужении знаменитой иностранке”. Друзья оберегали композитора от непоправимых для творчества компромиссов.


Второй женщиной, привлекшей его внимание, была никому не известная студентка консерватории по классу фортепиано Н. Милюкова. Она написала композитору письмо с признанием в любви. Чайковский подумал, что это судьба, и в конце концов согласился на этот достаточно странный брак без настоящей любви хотя бы с одной из сторон. Вот как позже сам Чайковский описывал историю этого знакомства в письме к Н.Ф. фон Мекк: “В один прекрасный вечер я отправился к своей будущей супруге, сказал ей откровенно, что не люблю её, но буду ей во всяком случае преданным и благодарным другом; я подробно описал ей свой характер: свою раздражительность, нервность темперамента, свое нелюдимство - наконец, свои обстоятельства. Засим я спросил её, желает ли она быть моей женой. Ответ был, разумеется, утвердительным. Она среднего росту, блондинка, обладает того рода красотой, которая называется смазливостью. Цвет лица розовый, губы тонкие. Вообще она очень моложава, держится очень жеманно; эта искусственность очень вредит ей. Как в голове, так и в сердце у нее абсолютная пустота. Она говорила мне, что влюблена в меня четыре года, но не знала ни единой ноты из моих сочинений. Этот факт поставил меня в совершенный тупик”.

Жизнь очень быстро доказала всю призрачность заключенного союза. Уже через полгода их совместная жизнь стала совершенно невозможной. Развод, обошедшийся Чайковскому в 10 тысяч рублей, оплатила Н.Ф. - его единственный спаситель.

Заочное знакомство с Надеждой Филаретовной фон Мекк стало важнейшим событием в его жизни. Ей было 45 лет, ему 37. Она была вдовой железнодорожного магната, владелицей миллионного состояния, матерью 11 детей, он - молодым талантливым композитором, одиноким и испытывающим материальные затруднения. Сначала Чайковский стал получать от своей благодетельницы пустяковые музыкальные заказы, оплачиваемые более чем щедро, потом началась активная переписка. Н.Ф. предложила Чайковскому ежемесячный пенсион в 500 рублей и согласилась оплачивать все его дополнительные крупные расходы с тем, чтобы он мог оставить тяготившую его работу в консерватории и полностью отдаться творчеству. Чайковский с благодарностью принял это предложение, почувствовав, что наконец-то над ним “распахнулось теплое, широкое крыло ангела”.

Своеобразие этих отношений состояло в том, что Н.Ф. поставила условием никогда лично не встречаться. Она считала, что это могло бы вызвать пересуды. Всю силу своей платонической любви она обращала на то, чтобы сохранить его пленником на расстоянии. У нее было твердое убеждение, что брак - это всегда несчастье, что “близкие отношения” - это конец любви.

Наиболее значительные сочинения московского периода: Четвертую симфонию и оперу “Евгений Онегин” Чайковский завершает в Италии. Симфонию Чайковский посвятил своему “лучшему другу” - Надежде Филаретовне фон Мекк. Симфония эта в творчестве композитора занимает особое место. Это его первая инструментальная драма. В ней композитор языком музыки выразил собственные переживания и размышления о смысле жизни, об отношении художника к народу. По просьбе фон Мекк Чайковский описал в общих чертах содержание каждой из четырех частей симфонии. В финале Четвертой симфонии Чайковский использовал мелодию русской народной песни “Во поле березонька стояла”. Финал симфонии - попытка создать коллективный образ русского народа, но данный “не изнутри”, а как бы со стороны, глазами художника. Автор говорит: “Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей, ступай в народ. Пеняй на себя и не говори, что все на свете грустно. Есть простые, но сильные радости. Веселись чужым весельем, жить все-таки можно”.

“Евгений Онегин” - пятая опера Чайковского. Композитор искал интимной, но сильной драмы, основанной на конфликтах положений, им самим испытанных и пережитых. В отличие от композиторов “Могучей кучки”, тяготевших к народно-историческим драмам, Чайковский тяготел к лирическим операм, в основе драматургии которых лежала бы душевная драма героя. Чайковский все более убеждался, что опера как жанр чуждается исторической проблематики. Не движения народов, не социальные конфликты лежат в ее основе, но изображение внутренней духовной жизни героев - чаще всего простых людей - вот основная тема оперного жанра. История докажет правоту композитора.

Сюжет пушкинского “Евгения Онегина” предложила композитору певица Е. Лавровская. Работал над новой оперой композитор как всегда увлеченно и целенаправленно. Подлинный пушкинский текст при переделке его в оперное либретто нуждался в специфическом редактировании. Надо было литературное произведение - роман в стихах - переделать в драматический сценический жанр. Многие места в либретто сочинены самим Чайковским, обладавшим незаурядным литературным талантом.

Жанр своей оперы Чайковский обозначил как “лирические сцены”, подчеркивая тем самым интимный, личностный конфликт основных героев оперы. В своих операх Чайковский никогда не пренебрегал, подобно Вагнеру, сложившимися оперными формами: ариями, хорами, ансамблями и так далее. Отдельные номера (арии, ариозо, дуэты и т.д.) органично вписаны композитором в сквозные сцены-картины, где происходит действие.

Опера сочинена автором в 7 картинах.

1 картина - завязка драмы. Ленский привозит Онегина в имение Лариных.

2 картина - Татьяна пишет Онегину письмо с признанием в любви.

3 картина - встреча Татьяны и Онегина, их объяснение и крушение романтических надежд героини.

4 картина - драматическая кульминация. На балу у Лариных происходит ссора Ленского и Онегина.

5 картина - трагическая кульминация. Дуэль Ленского и Онегина, смерть Ленского.

6 картина - развязка драмы. Татьяна и Онегина несколько лет спустя встречаются на балу. Онегин влюбляется в Татьяну, но она уже замужем. Их союз невозможен.

7 картина - последнее свидание и окончательный разрыв Онегина с Татьяной.

Чайковский понимал, что его новая опера, в которой отсутствуют внешне эффектные сцены, вряд ли заинтересует официальную императорскую сцену. Готовую партитуру он доверил студентам оперного класса консерватории под руководством Н.Г. Рубинштейна. Чайковский полагал, что интерес к его опере должен начаться “снизу”, а не “сверху”. Так и случилось.

Премьера “Евгения Онегина” 17 марта 1879 года прошла с большим успехом. Авторитетные музыканты Москвы и Петербурга выражали Чайковскому свое искреннее восхищение оперой и полагали, что она является новым крупным достижением русского искусства. Публика же на премьере “Евгения Онегина” больше всего хлопала Куплетам Трике - проходному номеру оперы. Хочется провести интересную параллель. В Париже на премьере оперы Бизе “Кармен” наибольший успех у публики имели тоже куплеты - Куплеты тореадора Эскамильо, которые сам автор называл “свинской музыкой”. Видимо, в подобных случаях публика оказывалась не готовой к восприятию этих новаторских сочинений и принимала то, что было привычно и не вызывало размышлений.

Ещё одна интересная подробность. На первом представлении опера заканчивалась счастливо: Татьяна падала в объятия Онегина. Сразу же после премьеры, почувствовав фальшь такой развязки, Чайковский переделал заключительную сцену оперы.

В 1881 году оперу поставил Большой театр, через три года - Петербургский Мариинский театр. Успех оперы все возрастал. Постепенно опера завоевывала сцены зарубежных оперных театров.

Седьмая опера Чайковского называется “Мазепа”. Современной публике эта опера наиболее известна по симфонической картине “Полтавский бой” - вступлению к III действию оперы. В этой опере композитору органически удалось соединить лирико-психологическую и историческую драмы.

Действие оперы происходит на Украине в начале ХVIII века. Одним из источников либретто послужила пушкинская поэма “Полтава”. Драма основных действующих лиц - Марии, её отца Кочубея; престарелого гетмана Украины Мазепы, задумавшего отторгнуть ее от России, молодого казака Андрея, влюбленного в Марию - заканчивается для всех трагически. Кочубея казнят, Андрей умирает от ран, Мария сходит с ума, а гетман Мазепа спасается от петровских войск.

В опере есть еще три значительных симфонических эпизода. Это интродукция со знаменитым “бешеным скаканием на лошади”, вступление к 1 картине 1-го действия (сцена в тюрьме) и вступление ко 2 картине 2-го действия (картина украинской ночи). Эти симфонические эпизоды не потеряли своей интонационной свежести до наших дней и часто используются в качестве музыкального материала при оформлении театрализованных представлений.

Как только Чайковский оправился от моральной травмы, полученной при разводе с Милюковой, брат Анатолий увёз его для поправки здоровья за границу, в Швейцарию. Так окончился московский период и началось время странствий, переездов из города в город.

* * *

С 1878 года начинается новый этап его деятельности - исполнительский. К тому времени Чайковский неоднократно убеждался, что имя его приобрело всемирное признание. Многие признанные музыкальные авторитеты и представители самой широкой интеллигенции считали его самой замечательной музыкальной личностью того времени.

“Годы странствий” (1878-1885) принесли Чайковскому не только возможность уединения, погружения в творчество, но и обогатили его новыми культурно-художественными впечатлениями. Во время своих гастрольных поездок Чайковский много внимания уделял изучению литературы, истории и других видов искусства.

Композитор начинает постоянные гастрольные поездки за границей в качестве дирижера своих собственных сочинений. Чайковский очень заботился о своей внешности: на нем всегда было модное пальто, серый цилиндр, лайковые перчатки и коралловая золотая булавка в лиловом шелковом кашне....

Встав за дирижерский пульт, Чайковский дирижировал как симфоническими произведениями, так и целыми оперными спектаклями. Он включал в программы своих концертов не только собственные сочинения, но и сочинения Глинки, Моцарта, Бетховена, Верди и многих других. С авторскими программами Чайковский побывал практически во всех крупных городах Европы и всюду ему сопутствовал феноменальный успех.


В сорок с небольшим лет Чайковский в глазах соотечественников был почти что знаменитостью. Он стал директором Московского отделения РМО, оркестр вставал при его появлении, его оперы регулярно и с успехом шли в Большом и Мариинском театрах, он имел все, что хотел, был свободен, как птица, мог позволить себе любую прихоть, однако именно в эти внешне благополучные годы в сознании Чайковского все более укореняется ощущение трагической предопределенности и безнадежности собственной жизни. Он понимал, что большая часть жизни уже прожита и старость не за горами.

Идея роковой предопределенности, невозможности достичь счастья в реальной жизни становится одной из сквозных тем в творчестве Чайковского, особенно в последний период его творческой деятельности. Вести жизнь “публичного человека” для Чайковского становилось все более обременительным. Он хотел иметь собственный дом и непременно в деревне, где он мог бы уединиться от пристального внимания общества, от бесконечных и ненужных встреч. Он хотел быть “у себя дома” и быть самим собой.

После кончины Н.Г. Рубинштейна дирекция Русского музыкального общества просит композитора принять на себя обязанности директора консерватории и Московского отделения музыкального общества. Но Чайковский для себя уже принял твердое решение: никогда больше не возвращаться на службу. Он соглашается принять звание почетного члена Московской консерватории, чтобы присутствовать на выпускных экзаменах, участвовать в обсуждении организационных и административных вопросов, вести переписку и переговоры с известнейшими зарубежными исполнителями об их выступлениях в Москве.

В феврале 1885 года Чайковский поселился в деревне Майданово около Клина. На собственные средства он открывает для деревенских детей церковно-приходскую школу. В Майданове Чайковский сочинил оперу “Кузнец Вакула” и программную симфонию “Манфред” по одноименной драматической поэме Дж. Байрона. Сюжет этот предложил композитору М. Балакирев. Сочинение было сразу высоко оценено публикой и специалистами.

В этом же году Чайковский пишет свою следующую оперу “Чародейка” по одноименной драме И. Шпажинского.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: