Краткое содержание балета. Во дворце короля Флорестана ХIV происходят крестины его дочери принцессы Авроры

Во дворце короля Флорестана ХIV происходят крестины его дочери принцессы Авроры. Трубы возвещают о прибытии волшебниц - добрых фей. Главная среди них - фея Сирени - крестная мать маленькой принцессы. Волшебницы одаривают Аврору всеми мыслимыми и немыслимыми добродетелями. Когда же приходит черед Феи Сирени, то раздается сильный шум. Пажи объявляют о прибытии злой феи Карабос, которую забыли пригласить. Злая волшебница появляется в люльке, запряженной шестью крысами. Король и Королева вместе с добрыми волшебницами умоляют простить их. Фея Карабос в ответ лишь злобно смеется. Она предсказывает, что Аврора заснет от первого укола пальца, и сон её будет вечен.

Тогда из своего укрытия выступает фея Сирени. Она говорит, что не в силах отменить предсказания злой сестры, однако сон Авроры будет не вечен. Настанет день, когда молодой принц, очарованный её красотой, поцелует её и тем пробудит от вечного сна. Аврора станет его женой.

Прошло время. Авроре минуло двадцать лет. Король издал строжайший указ, запрещающий употребление иголок и булавок на сто миль от его дворца.

Четыре принца претендуют на руку прекрасной Авроры. Король и Королева уговаривают дочь выбрать себе жениха. Весело танцуя, она замечает в толпе гостей старуху, отбивающую веретеном такт. Принцесса выхватывает у нее веретено и начинает с ним танцевать. Вдруг танец её прерывается, она видит на пальце кровь от укола и падает замертво. Старуха сбрасывает плащ, и все узнают в ней злую фею Карабос. Принцы с обнаженными мечами бросаются на нее, но старуха исчезает в облаке дыма. В этот момент фонтан в глубине сцены озаряется волшебным светом и появляется фея Сирени. Она утешает родителей Авроры: принцесса проспит сто лет, и все заснут вместе с ней. Её пробуждение будет сигналом ко всеобщему пробуждению.

Пажи уносят принцессу во дворец. По знаку волшебной палочки феи Сирени все засыпают, а появляющийся из-под земли плющ превращает королевский сад в непроходимый лес.

Прошло много лет. Неподалеку от заколдованного леса охотится принц Дезире. Придворные дамы и кавалеры придумывают различные игры и танцы, чтобы развлечь принца. Как только все уходят и Принц остается один, на реке появляется перламутровая ладья. С нее на берег сходит фея Сирени. “Ты еще не полюбил?” - спрашивает она принца. Принц отвечает отрицательно. По знаку волшебной палочки феи скала расступается, и принц видит призрак спящей Авроры. Он влюбляется в это видение и умоляет фею Сирени показать ему путь к Авроре. Волшебница ведет его к своей ладье, и они тотчас отправляются в путь.

Начинается замечательный номер балета, который называется “Панорама”. На сцене ладья изображает движение по реке. Чтобы иллюзия движения была полной, за кулисами с одного огромного барабана на другой медленно перекручивается рисованный задник, изображающий изменение пейзажа и времени суток. Все это сопровождается прекрасной симфонической музыкой Чайковского.

Наконец туман рассеивается, и появляется спальня принцессы. Принц бросается к спящей Авроре и целует её. Колдовство злой Карабос исчезает: Аврора просыпается, а вместе с нею весь двор. Принц умоляет Короля отдать ему дочь в жены. Король соединяет руки молодых.

Последней акт балета представляет собой большой дивертисмент по случаю бракосочетания Дезире и Авроры. Перед зрителями проходит череда характерных танцев персонажей волшебных сказок Шарля Перро. Здесь и Кот в сапогах, и Мальчик с пальчик, Золушка и Красная шапочка, серый Волк, Синяя птица и многие другие. Завершается апофеоз грандиозным адажио Авроры и Дезире.

Раньше балет завершался апофеозом. На сцене появлялся король-солнце Людовик ХIV в костюме Аполлона.

Постановщиком балета стал главный балетмейстер императорской сцены Мариус Петипа. Премьера “Спящей красавицы” состоялась 3 января 1890 года. Постановка была роскошной, а успех у публики превзошел все ожидания.

* * *

На следующий день после премьеры “Спящей красавицы” Чайковский уезжает во Флоренцию с заданием в два месяца сочинить новую оперу. Это была “Пиковая дама”. Либретто оперы сочинил брат Петра Ильича Модест Ильич Чайковский. Сам композитор активно вмешивался в процесс написания либретто. Он прекрасно знал все законы сцены и драматургические основы построения спектакля. Помимо общей планировки действия Чайковский самостоятельно сочинил полные тексты некоторых номеров оперы.

Авторы оперы существенно изменили и дополнили пушкинскую повесть “Пиковая дама”. Они перенесли время действия в эпоху Екатерины II, ввели необходимую для оперы любовно-драматическую линию. Изменен был и характер действующих лиц. У Пушкина Германн - инженер, а у Чайковского Герман - гусар. Лиза у Пушкина - бедная приживалка при старой Графине, у Чайковского Лиза - богатая наследница, внучка Графини, способная в своих чувствах идти до конца. Для обострения конфликта авторы придумали образ жениха Лизы - богатого князя Елецкого.

Изменена была и мотивация поступков основных действующих лиц. У Пушкина Германн лишь притворяется влюбленным, чтобы проникнуть через Лизу в тайну трех карт. Герман Чайковского влюблен самозабвенно. Деньги для него не самоцель, но средство, возможность соединиться с возлюбленной. Эта страсть приводит его к настоящему безумию и конечной гибели. Таков трагический финал оперы.

Пушкинская повесть - забавный анекдот, опера Чайковского - большая трагедия человеческой жизни.

В краткой интродукции Чайковский сжато излагает основной музыкально-драматический конфликт. Он сопоставляет тему эпического повествования, трагическую тему трех карт и лирическую тему любви. Именно эти три темы станут основой сквозного музыкального развития оперы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: