Краткое содержание балета

В Вероне живут две семьи - Монтекки и Капулетти. Они издавна враждуют между собой. На балу во дворце Капулетти Ромео встречает Джульетту и узнает, что Джульетта - дочь его заклятого врага. Но любовь оказывается сильнее давней вражды. Ночью Ромео пробрался в сад Капулетти и объяснился с Джульеттой. На утро влюбленных тайно обвенчал патер Лоренцо.

От руки Тибальдо - кузена Джульетты - гибнет друг Ромео Меркуцио. В поединке Ромео убивает Тибальда, отомстив за смерть Меркуцио. Теперь он должен навсегда покинуть Верону и жить в изгнании.

Отец, не зная о тайном браке Ромео и Джульетты, принуждает дочь выйти замуж за графа Париса. В отчаянии Джульетта обращается к патеру Лоренцо. Он дает Джульетте напиток, который заставит ее забыться глубоким сном. Родственники решат, что она умерла и отнесут ее в фамильный склеп. Священник освободит Джульетту и отведет ее к Ромео.

Ромео, услышав о смерти Джульетты, возвращается в Верону. Он приходит в склеп и выпивает яд, чтобы умереть рядом с любимой. Проснувшись, Джульетта видит мертвого Ромео. В отчаянии Джульетта убивает себя. Над телами молодых супругов происходит примирение.

* * *

До Прокофьева крупные музыканты, сочинявшие балетную музыку, не решались обращаться к Шекспиру, полагая, что он слишком сложен для балета. Даже Г.С. Уланова, несравненная создательница образа Джульетты, не сразу поняла Прокофьева. Балет “Ромео и Джульетта” создавался автором прежде всего как музыкально-психологическая драма. Симфонизм партитуры требовал хореографического рисунка громадной впечатляющей силы. Далеко не каждый балетмейстер-постановщик решился бы взяться за эту партитуру и стать на один уровень с композитором.

Многим деятелям балетного искусства музыка Прокофьева казалась совершенно не танцевальной. Они даже шутили: “Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете”. Музыка балета, отвергнутая Большим театром, завоевывала признание сначала в виде оркестровых сюит, составленных автором для концертного исполнения, и лишь затем, преодолев полосу отчуждения и непонимания, зазвучала на балетной сцене.


Премьера балета в постановке Л. Лавровского состоялась лишь в 1940 году в театре им. Кирова в Ленинграде. Создание спектакля на эту музыку потребовало от всего коллектива Кировского театра больших творческих усилий: ведь никто из балетных артистов не может вести свою партию в балете, не выучив предварительно её музыку наизусть. Это-то и составляло одну из основных трудностей при постановке прокофьевского балета.

Премьера балета стала творческим триумфом Прокофьева. В том же 40-м году балет был показан в Москве, а через несколько лет поставлен на сцене Большого театра. Балет был “открыт”, его полюбили. Он стал классикой русского балетного театра нового времени.

В 1938 году на экране появился фильм С. Эйзенштейна “Александр Невский”. Музыку к нему написал Прокофьев. Он сразу же решил отказаться от использования старинного музыкального материала, так как он “не звучит” в XX веке и, следовательно, эмоционального воздействия оказать не может. Надо было написать современную музыку, но звучащую для зрителя как музыка далекого прошлого.

Сочинение партитуры проходило в тесном контакте с режиссером. Были оговорены все эмоционально-смысловые характеристики, количество номеров, их продолжительность с точностью до секунды, так как музыка сочинялась к уже отснятому материалу. Самое непосредственное участие принимал Прокофьев и в записи своей музыки на кинопленку.

Позже на основе этого музыкального материала Прокофьев составил кантату “Александр Невский”. Кантата состоит из семи частей: 1) “Русь под монгольским игом”; 2) “Песня об Александре Невском”; 3) “Крестоносцы во Пскове”; 4) “Вставайте, люди русские”; 5) “Ледовое побоище”; 6) “Мертвое поле”; 7) “Въезд Александра во Псков”.

В 1940 году состоялась еще одна премьера. Это была новая опера Прокофьева на современную советскую тему “Семен Котко”. Сюжетной основой послужила повесть В. Катаева “Я - сын трудового народа”, рассказывающая о событиях гражданской войны на Украине.


Известно, что оперному жанру в Советской России пришлось “не сладко”. Партия требовала от композиторов максимальной упрощенности музыкального языка, внедрения в оперные партии народных песен, чтобы сделать жанр оперы понятным самой невзыскательной публике. В моду вошли так называемые “песенные оперы”. Прокофьев же в своем новом сочинении придерживался традиционного для него речитативно-декламационного стиля и непрерывности сценического действия. В новых исторических условиях Прокофьев выступил продолжателем оперных традиций А. Даргомыжского и М. Мусоргского. Опера “Семен Котко” вызвала бурные и даже драматические дискуссии в советской прессе. Сценическая судьба оперы складывалась неудачно.

В годы войны 1941-1945гг С. Прокофьев обращается к военно-патриотической тематике. В центре его внимания - грандиозный замысел оперы-эпопеи “Война и мир” по роману Л.Н. Толстого. Эту оперу композитор сочинял, находясь в эвакуации на Кавказе. Серьезную трудность представляло соотнесение масштабов четырехтомного романа и нескольких часов сценического времени оперного спектакля. Составляя сценарный план, Прокофьев отсек все побочные сюжетные линии романа, оставив в качестве основы либретто центральную любовную линию романа (Наташа - Андрей) и некоторые военные эпизоды.

Опера написана на прозаический текст, заимствованный непосредственно из романа Толстого. Прокофьев создал на этой основе не только выразительные речитативы, но и развитые арии, и вокальные ансамбли.

Наиболее известным симфоническим эпизодом оперы является Вальс Наташи Ростовой на её первом балу. Музыка этого вальса заставляет вспомнить знаменитый “Вальс-фантазию” М. Глинки: он столь же элегантен, грациозен и совершенен по средствам художественной выразительности.

Как и многие произведения Прокофьева, опера “Война и мир” принималась музыкантами с большим трудом. Поражали не только сложность и оригинальность музыкального языка, но и масштабы постановки: опера первоначально была рассчитана на исполнение в течение двух вечеров.


“Война и мир” - любимое сочинение Прокофьева. Он совершенствовал его до конца своей жизни.

В победном 1945 году увидели свет еще три значительных произведения композитора: Пятая симфония, первая серия кинофильма “Иван Грозный”, новая совместная работа композитора с кинорежиссером С. Эйзенштейном, и сказочный балет “Золушка”.

В послевоенные годы Прокофьев продолжал работать для музыкального театра. Были сочинены опера “Повесть о настоящем человеке” (по одноименной повести Б. Полевого о летчике Николае Маресьеве) и балет “Сказ о каменном цветке” (по сказке П. Бажова “Хозяйка Медной горы”).

Последние восемь лет жизни С.Прокофьев тяжело болел. Иногда врачи или совсем запрещали ему заниматься творчеством, или отмеряли скудную норму - один час в день. В этих условиях особенно очевидной стала прокофьевская одержимость творчеством. Чтобы сохранить силы для творчества, Прокофьев вынужден был в последние годы отказаться от посещений театров, концертов. Свой балет “Золушка” он смотрел в три приема - по одному акту каждый раз. От собственного исполнительства он отказался еще раньше, считая, что один концерт стоит ему “полсонаты”

Любимое местоприбывание композитора в последние года (1948-1953) - дача на Николиной горе на берегу Москва-реки. Здесь он написал балет “Сказ о каменном цветке”, по П. Бажову, сюиту “Зимний костер”, ораторию “На страже мира”, Седьмую симфонию.

Для стиля Прокофьева последних лет особенно характерно тяготение к лирике. “В лирике мне долго отказывали вовсе. Непоощренная, она развивалась медленно”, с грустью замечает композитор в “Автобиографии”. Долгое время длилось это непризнание хрупкой, “паутинно-нежной” и, по выражению Б. Асафьева, чистой, как ключевая вода, лирики Прокофьева.

Последним сочинением Прокофьева стала его Седьмая симфония. Композитор в 1952 году задумал написать для детского радиовещания несложную симфонию, но в процессе сочинения замысел получил новый поворот. Эта симфония стала для композитора “лебединой песней”, в которой запомнившиеся с детства образы сплелись с размышлениями о пройденном пути и мудрым взглядом в будущее. В советской музыке нет более лучезарного и юного по духу симфонического сочинения. В нем все просто, мудро и светло. Седьмая симфония справедливо оценена музыкальной критикой как высшая ступень композиторского мастерства С. Прокофьева. За эту симфонию Прокофьеву была присуждена высшая награда советского государства того времени - Ленинская премия (посмертно).

С Прокофьевым случилось то, чего так боялся В. Маяковский: умереть в тени другой громадной смерти. С.С. Прокофьев скончался в Москве 5 марта 1953 года в один день со Сталиным. Вследствие этого кончина великого русского композитора не получила сколько-нибудь заметного общественного резонанса.

* * *

По трудолюбию и высокому чувству ответственности Прокофьева можно сравнить разве что с П.И. Чайковским. Эти замечательные и жизненно важные качества, привитые еще в детстве родителями, позволили Прокофьеву создать огромное количество разнообразных шедевров современной музыки.

Великий пианист С.Т. Рихтер вспоминал: “Как-то в солнечный день я шёл по Арбату и увидел необычного человека. Он нес в себе вызывающую силу и прошёл мимо меня, как явление. В ярких желтых ботинках, клетчатый, с ярко-оранжевым галстуком. Я не мог не обернуться ему вслед - это был Прокофьев”.


Контрольные вопросы по теме

“Жизнь и творчество С.С. Прокофьева”

1. У кого учился Прокофьев в консерватории?

2. Как называли консерваторы музыку Первого концерта для фортепиано с оркестром Прокофьева?

3. Какое сочинение принесло Прокофьеву сенсационный успех в Париже?

4. Какой русский композитор до Прокофьева писал музыку для балетов Дягилевской труппы?

5. С кем из русских поэтов сравнивают молодого Прокофьева?

6. Как пережил Прокофьев революцию 1917 года?

7. Где и на чей сюжет написана опера “Любовь к трем апельсинам”?

8. В каком году Прокофьев возвращается в Россию?

9. С кем из режиссеров сотрудничал Прокофьев в кино?

10. В каком году завершил Прокофьев балет “Ромео и Джульетта”?

11. Почему балет долго не ставился на сцене?

12. Традиции каких русских композиторов продолжал своим оперным творчеством С. Прокофьев?

13. Кто автор текста оперы Прокофьева “Война и мир”?

14. Какие балеты на сказочные сюжеты сочинил Прокофьев после “Ромео и Джульетты”?

15. За что Прокофьеву была присуждена Ленинская премия?

16. Почему кончина Прокофьева не имела общественного резонанса?

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)

Д.Д. Шостакович родился в Петербурге 25 сентября 1906 года. Отец был инженером-химиком, мать - пианисткой. Под её руководством будущий композитор получил достаточно серьезную фортепианную подготовку.

Шостакович начал сочинять в 9 лет, в 13 поступил в Петроградскую консерваторию по классу фортепиано и композиции. Директор консерватории А. Глазунов сумел разглядеть в тринадцатилетнем мальчике “одну из лучших надежд нашего искусства”. В экзаменационном листе Шостаковича Глазунов написал: “Исключительно яркое, рано обрисовавшееся творческое дарование. Достойно удивления и восхищения”.

Первым по-настоящему оригинальным произведением Шостаковича стала его дипломная работа - симфония № 1. После её премьеры о Шостаковиче заговорили как о художнике, способном восполнить пустоту, образовавшуюся в русской музыке после эмиграции С. Рахманинова, И. Стравинского, С. Прокофьева. Симфония 19-ти летнего композитора была первой симфонией из “нового мира”, над которым пронеслась гроза октябрьской революции.

* * *

Ранний период творчества композитора приходится на конец 20-х годов - время бурных дискуссий по основным вопросам новой пролетарской культуры. В это время Шостакович увлекается режиссерскими исканиями В. Мейерхольда. В 1928 году он стал заведующим музыкальной частью в его театре, где, познакомившись с В. Маяковским, написал музыку к его пьесе-сатире “Клоп”.

Шостакович живо интересовался новейшими экспериментами в области музыкального языка современных ему западных авангардистов Шенберга, Берга, Кшенека. Их острый гротеск в сочетании с глубокой трагедийностью стал одним из элементов музыкального языка молодого Шостаковича. В музыке того времени у Шостаковича на первый план выдвигается интерес к тембровой характеристичности, броскости социальных карикатур.

Вершиной раннего периода творчества Шостаковича стала опера “Нос” по одноименной повести Н.В. Гоголя. Она сочинена композитором в 1929 году и поставлена в Ленинграде в 1930 году. Стилевые черты этой оперы - сатирический гротеск и бытовая сатира. Обращение к творчеству Гоголя весьма показательно для Шостаковича. Так же, как и Гоголь, он был убежден, что искусство может изменить жизнь, сделать её прекрасной - нужно только показать все, что делает её безобразной, подчеркнув, что многое зависит от самих людей.


Музыкальный язык оперы оценивался как крайне радикальный, а сама опера воспринималась как пародийное отрицание традиционных оперных приемов композиции.

В этот же период Шостакович создает балеты “Золотой век” и “Болт” (1931).

В советской России долгое время не было балетов на современную тематику. Лишь в 1927 году появился на сцене балет Р.М. Глиэра “Красный мак”. Он достаточно долго держался в репертуаре театров благодаря удачно составленному либретто и яркой, талантливой музыке. Д. Шостакович, по натуре смелый экспериментатор, не мог пройти мимо такого сложного и противоречивого жанра, как балет. Противоречивость и сложность жанра заключались в первую очередь в несовместимости нового содержания с традиционными формами балетного танца. “Построить трактор из крем-брюле” композиторам и хореографам никак не удавалось.

В 1929 году Ленинградский театр оперы и балета объявил конкурс на лучшее балетное либретто на современную тему. Одной из премий было отмечено либретто “Золотой век” кинодраматурга А. Ивановского. Либретто сочинено в жанре обозрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: