Краткое содержание балета. На индустриальную выставку в одной из капиталистических стран приезжает команда советских футболистов

На индустриальную выставку в одной из капиталистических стран приезжает команда советских футболистов. Наиболее существенный экспонат выставки - огромная пушка.

Следуют рекламные выступления к состязанию в боксе между негром и фашистом. В холле на выставке “золотая молодежь” танцует фокстрот. (Сейчас этот наиболее популярный номер балета часто исполняют в концертах). Местная танцовщица - фашистка Дива развлекает гостей. Её эротическим танцам противопоставлена пляска советских спортсменов. Начальник советской команды отказывается от тоста, предложенного фашистами, чем вызывает их возмущение. Первый акт заканчивается смятением фашистов: мяч в руках советского спортсмена они приняли за бомбу.

Второе действие начинается с провокации фашистов - они подбрасывают начальнику советской команды листовки и арестовывают его спутников.

Рабочий стадион. Следует дивертисмент танцев и спортивных игр. Маршируют советские спортсмены. Игра в футбол - кульминационная сцена действия. Показана и карточная игра фашистов (интермедия “Каждый развлекается по-своему”).


Третье действие снова происходит на выставке. Чечетка, полька и ряд других танцев составляют дивертисмент, в заключении которого звучит канкан.

Рабочие освобождают из тюрьмы политзаключенных. Финал балета - танец солидарности западных рабочих и советских спортсменов.

Либретто было опубликовано в печати. Развернулась дискуссия. Критики отмечали слабость драматургического действия, незавершенность фабулы, называли его “дешевым детективом”, упрекали в увлечении наивно-социалистической символикой. Потребовались существенные доработки.

Премьера балета “Золотой век” с музыкой Д. Шостаковича состоялась 26 октября 1930 года. Успеха балет не имел. Менее всего виноват в этом композитор. “Музыка балета глубоко театральна и динамична она несет в себе элементы симфонизма, - писал дирижер спектакля А. Гаук. - Задуманная на ярких контрастах, она разворачивается в стремительном беге как в отношении мелодии, динамики, так и ритма, и что особенно значительно, в силе и колорите самого звучания”.

Либретто следующих балетов Шостаковича “Болт” и “Светлый ручей” было попыткой отразить современную жизнь не в абстрактно-символических образах, а в конкретных картинах труда и быта советских людей.

Сюжет балета “Болт” следующий: рабочие празднуют пуск нового цеха. Прогульщика и пьяницу Леньку Гульбу выгоняют с завода. В отместку он уговаривает молодого рабочего Гошку заложить в станок болт. Происходит авария. Комсомольцы находят виновных. На сцене радостное первомайское шествие, пионеры, комсомол. В итоге балетный спектакль получился похожим на представление спектакля “Синей блузы”.

В своем третьем балете “Светлый ручей” Шостакович стремился показать на балетной сцене образы простых советских людей с их повседневными заботами и проблемами. К этому же стремились и постановщики балета, насытившие спектакль весельем и юмором.

Сюжет балета - комедийный, построенный на забавных недоразумениях, веселой путанице, переодеваниях, розыгрыше. По жанру этот балет можно определить как “танцевальную комедию”. Это дало возможность свободного соединения элементов классического балета и характерных народных танцев.

Музыка балета получилась веселой и остроумной. “Я намеренно старался найти здесь ясный, простой язык, одинаково доступный и для зрителя, и для исполнителей, - объяснял Д. Шостакович перед премьерой балета. - Я не могу поручиться, что и третья попытка не окажется неудачной, но даже и тогда это ни в коем случае не отвратит меня от намерения и в четвертый раз взяться за сочинение советского балета”. К сожалению, этим намерениям не суждено было сбыться.

Театральность в широком смысле слова была врожденной чертой дарования Шостаковича. В 30-е годы Шостакович начинает сотрудничать с кинорежиссерами. Он музыкально оформляет кинофильмы “Златые горы”, “Новый Вавилон”, “Встречный”, спектакли “Клоп” (1929) и “Гамлет” (1932). Разные эпохи, разных людей, их чувства и настроения отображали фильмы, музыкально оформленные Шостаковичем. В кинофильм “Человек с ружьем” и кинотрилогию о Максиме композитор ввел песни рабочих окраин “Тучи над городом встали” и “Крутится, вертится шар голубой”, которые не только верно передавали атмосферу эпохи, но и прочно вошли в музыкальный быт 30-х годов. Одним из первых Шостакович ввел в кинофильм песню как лейтмотив - основное воплощение центральной мысли, настроения или характеристики действующего лица. Например, лейтмотивом кинофильма “Встречный” является знаменитая “Песня о встречном” (“Нас утро встречает прохладой...”), рисующая коллективный образ молодых рабочих. Её напевная мелодия, упругий, волевой ритм, светлый, радостный характер так верно и полно выражали эпоху строительства новой жизни, что сама песня стала её символом.

В 1932 году Шостакович завершил работу над своей второй оперой “Леди Макбет Мценского уезда”. Основу её драматургии составляет одноименный “очерк” Н. Лескова. Словом “очерк” автор как бы подчеркивал достоверность изображенных событий. Шостакович переосмыслил сюжет повести Лескова как драму незаурядной женской натуры в условиях домостроя. Автор определил свою оперу как “трагедию-сатиру”. В её музыкальном языке гротеск в духе “Носа” сочетался с элементами русского романса и протяжной крестьянской песни.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: