В ходе изучения данной темы обратите внимание на категорию «цель», которая определяет содержание, формы, методы и используемые в определенных исторических условиях средства обучения и воспитания. Каким образом в философии и истории образования рассматривается непрерывность? В чем сущность философского знания. Теория и гипотеза. Философское познание мира. Противопоставление естественного, природного и «культурного» начал.
Основные понятия: цель, гипотеза, познание, контекст.
Литература
1. Андреев В.И. Педагогика, Казань, 2000.
2. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2003.
3. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-пресс, 2000.
4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995 и др.
Темы для творческих работ:
1.Идеи свободного развития в философии и истории образования.
2.Философские принципы А. Нила.
3.Вальдорфские школы Р. Штайнера.
Семинар 3. Педагогика античного мира
Задачи
- выявить особенности античной философско-педагогической мысли;
- определить отличия педагогической традиции Западной цивилизации в античную эпоху от педагогических традиций цивилизаций Востока;
- показать возникновение и своеобразие содержания идеалов философского и риторического образования;
- охарактеризовать педагогические проблемы, поставленные в античную эпоху, значимые для современного образования.
План
1. Сущность различий в социокультурных условиях развития педагогики античного общества и педагогики Дальневосточной цивилизации.
2. В чем заключается педагогический релятивизм и прагматизм софистов?
3. В чем сущность воспитания и обучения в Спарте и Афинах?
4. Элементы спартанского и афинского образования, используемые на современном этапе развития образования.
5. Сходство между педагогическими взглядами Платона и Конфуция.
6. Утопичны ли социально-педагогические воззрения Платона?
7. Анализ взглядов Платона и Аристотеля.
8. Идеи Аристотеля о воспитании мыслительных и нравственных добродетелей. В чем суть?
9. Семейное воспитание и школа в Древнем Риме.
10. Идеалы философского и риторического образования, созвучные сегодняшнему дню.
11. Пифагорейская школа: проблема гармонизации и совершенствования общества и человека. «Небесная гармония вселенной».
12. Софистика: личность и общество - естественный и искусственный закон. «Человек есть мера всех вещей...».
13. Сократ: «майевтика» как средство гармонизации личности и общества.
14. Платон: идея справедливого государства для блага личности.
15. Аристотель: воспитание как средство развития добродетелей. Идея «общего» воспитания.
16. Сравнительный анализ педагогических систем Спарты, Афин
и Древнего Рима.