Семинар 1. Философия и история образования как учебная дисциплина»
Задачи:
· раскрыть сущность объекта и предмета, а также методы историко-педагогических исследований;
· выявить концептуальные подходы к изучению исторического развития образования, их возможности;
· определить значение «Философии и истории образования» в формировании мировоззрения, мышления будущего учителя.
План
1. Философия и история образования как особая отрасль научного знания.
2. Что изучает философия и история образования?
3. Задачи и основные функции философии и истории образования?
4. Структура историко-педагогического знания?
5. Роль философии и истории образования в профессиональном становлении будущего учителя?
6. Приоритетные проблемы исследования педагогического прошлого на основе анализа тематики историко-педагогических публикаций в журналах «Народное образование» и «Педагогика» за 1998-2004 гг.
7. Анализ статьи Л.Н. Толстого «О задачах воспитания» (1860 г) и ответьте на вопрос: «Что должно составлять объект и предмет педагогики?».
|
|
8. Специфика историко-педагогических исследований.
Методические указания
Философия образования появилась «на свет» благодаря длительному и неустанному взаимодействию между множеством философских течений и системой образования, благодаря творчеству мыслящих людей, для которых вопросы, связанные с образованием, оказались лично значимыми.
В ходе формирования представления об истории педагогики необходимо рассматривать ее как историю «постановки и решения проблем воспитания и обучения в теории и на практике». В ходе изучения обратите внимание на структуру историко-педагогического знания. Важно чтобы Вы понимали, что: философия и история образования является особой отраслью научного знания; история педагогики органично связана с историей различных исторических типов общества; в основании эволюции образования и педагогической мысли лежат экономические и социокультурные факторы; историко-педагогическое знание занимает важное место в профессиональном и личностном становлении будущего учителя. Выполнение творческих работ позволит Вам глубже и основательнее осмыслить вопросы методологии историко-педагогического знания.
Основные понятия: история педагогики, философия и история образования, история педагогической мысли, историко-педагогическое знание.
Литература
1.Бим-Бад Б.М. Познавательная и образовательная функция историко-педагогической науки (до 70-х гг. XX в.)// Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. Вып.1.М., 2001.
|
|
2.Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования. М., 2001.
3.Равкин З.И. Современные проблемы историко-педагогических исследований// Педагогика. – 1994. – №1 и др.
Тематика творческих работ:
1.Современные подходы в историко-педагогических исследованиях.
2.В чем заключаются возможности концептуальных подходов к изучению истории образования?
3.Всемирная история педагогики: цивилизационный подход.
Семинар 2. Философские аспекты в образовании
Задачи
· определить цели и задачи воспитания в разные исторические периоды;
· охарактеризовать непрерывность в обучении и воспитании;
· выявить междисциплинарный контекст философии образования
План
1. В чем смысл понятия «образование»?
2. Различные подходы и школы в философии и науке.
3. Значение образования в индивидуальной культуре
4. Постулаты, сознательно или бессознательно учитываемые авторами при построении философии образования.
5. Образовательная практика, предусмотренная философией и историей образования.
6. Роль творчества ребенка, определяемая философией образования.
7. Способы содействия развитию ребенка принимаемые и отвергаемые философией.
8. Критерии успешной психотерапии и педагогика (К. Роджерс).