Семинар 2. Философские аспекты в образовании

Семинар 1. Философия и история образования как учебная дисциплина»

Задачи:

· раскрыть сущность объекта и предмета, а также методы историко-педагогических исследований;

· выявить концептуальные подходы к изучению исторического развития образования, их возможности;

· определить значение «Философии и истории образования» в формировании мировоззрения, мышления будущего учителя.

План

1. Философия и история образования как особая отрасль научного знания.

2. Что изучает философия и история образования?

3. Задачи и основные функции философии и истории образования?

4. Структура историко-педагогического знания?

5. Роль философии и истории образования в профессиональном становлении будущего учителя?

6. Приоритетные проблемы исследования педагогического прошлого на основе анализа тематики историко-педагогических публикаций в журналах «Народное образование» и «Педагогика» за 1998-2004 гг.

7. Анализ статьи Л.Н. Толстого «О задачах воспитания» (1860 г) и ответьте на вопрос: «Что должно составлять объект и предмет педагогики?».

8. Специфика историко-педагогических исследований.

Методические указания

Философия образования появилась «на свет» благодаря длительному и неустанному взаимодействию между множеством философских течений и системой образования, благодаря творчеству мыслящих людей, для которых вопросы, связанные с образованием, оказались лично значимыми.

В ходе формирования представления об истории педагогики необходимо рассматривать ее как историю «постановки и решения проблем воспитания и обучения в теории и на практике». В ходе изучения обратите внимание на структуру историко-педагогического знания. Важно чтобы Вы понимали, что: философия и история образования является особой отраслью научного знания; история педагогики органично связана с историей различных исторических типов общества; в основании эволюции образования и педагогической мысли лежат экономические и социокультурные факторы; историко-педагогическое знание занимает важное место в профессиональном и личностном становлении будущего учителя. Выполнение творческих работ позволит Вам глубже и основательнее осмыслить вопросы методологии историко-педагогического знания.

Основные понятия: история педагогики, философия и история образования, история педагогической мысли, историко-педагогическое знание.

Литература

1.Бим-Бад Б.М. Познавательная и образовательная функция историко-педагогической науки (до 70-х гг. XX в.)// Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. Вып.1.М., 2001.

2.Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования. М., 2001.

3.Равкин З.И. Современные проблемы историко-педагогических исследований// Педагогика. – 1994. – №1 и др.

Тематика творческих работ:

1.Современные подходы в историко-педагогических исследованиях.

2.В чем заключаются возможности концептуальных подходов к изучению истории образования?

3.Всемирная история педагогики: цивилизационный подход.

Семинар 2. Философские аспекты в образовании

Задачи

· определить цели и задачи воспитания в разные исторические периоды;

· охарактеризовать непрерывность в обучении и воспитании;

· выявить междисциплинарный контекст философии образования

План

1. В чем смысл понятия «образование»?

2. Различные подходы и школы в философии и науке.

3. Значение образования в индивидуальной культуре

4. Постулаты, сознательно или бессознательно учитываемые авторами при построении философии образования.

5. Образовательная практика, предусмотренная философией и историей образования.

6. Роль творчества ребенка, определяемая философией образования.

7. Способы содействия развитию ребенка принимаемые и отвергаемые философией.

8. Критерии успешной психотерапии и педагогика (К. Роджерс).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: