Постмодернизма

Структурализм возник в 30-е гг. ХХ в. Это течение на стыке современной науки и философии, выражающее стремление придать гуманитарным наукам статус точных наук. Авангардную роль в данном процессе сыграла лингвистика.

Формирование философ­ского направления связано с концепциями
Ф. де Соссюра, американ­ской школы семиотики, русского формализма, структурной антропологией К. Леви-Стросса, структурного психоанализа Ж. Лакана, структуры познания М. Фуко и др. Обобщенно структурализм – попытка выявить глубинные универсальные структуры, которые проявляются в социуме на всех уровнях: начиная с бессознатель­ных психологических моделей, артефактов до искусства, филосо­фии, математики, литературы, архитектуры, языка и т. д. Эти уни­версальные структуры общества выявляют, изучая мифы, интер­претируют бессознательное с точки зрения его текстуального ха­рактера, укорененного в языке. М. Фуко (1926–1984) занимался поисками скрытых связей между социальными институтами, иде­ями, обычаями и отношениями власти. Он пытался раскрыть коды знания общества, которые находятся в постоянном процессе транс­формации. Р. Барт (1915–1980) подверг критике устоявшиеся мнения в литературоведении. Теория текста рассматривалась им как производительность языка и порождение смысла.

Каждый из структуралистов стремился выявить бинарные оппозиции, лежа­щие в основе глубинных структур человеческого разума, опреде­лить универсальную структуру человеческого бытия. Как и модер­низм, структурализм основан на убеждении в существовании един­ства всего сущего, универсальности его принципов.

Постструктурализм, который взаимосвязан с постмодернизмом, развивая идеи структуралистской бинарной оппозиции в различных областях человеческой жизни («господство–подчинение», «означа­ющее–означа­емое», «язык–речь», «природа–культура»), заменяет их понятиями множественности, не основанной на каком-то единстве. Образно это выражено в термине Ж. Делёза и Ф. Гваттари «ризома» – корневище – метафоре системного, мета­форического мышления. Ризома – это принципиально иной способ распространения множественности как «движения желания» без оп­ределенного направления и предсказуемости. Это и метафора современной культуры с ее отрицанием упорядоченности и синхронно­сти. Мир как ризома уничтожает универсализм, как и смысл бинар­ных оппозиций.

Постструктурализм предложил процессы и проце­дуры децентрации, детерриториализации, деконструкции, которые были ассимилированы постмодернизмом. Так, децентрация – это когда центр, управляя структурой, не структурирован, он находит­ся внутри структуры и вне ее. В экономике – децентрация произ­водства, в культуре – отказ от этноцентризма в пользу равноправия культур, внимания к «другому».

Так, Ж. Делёз и Ф. Гваттари установили, что современный капитализм воссоздает на уровне экономики и производства лишенные всякой субъективности машины желания: люди и их органы становятся винтиками социального механизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: