Общая характеристика пространства и времени
Пространство и время — общие формы координации материальных объектов и их состояний | |
ПРОСТРАНСТВО — это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентацию) | ВРЕМЯ — совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность |
Пространство: трехмерно; однородно (равноправие всех его точек); изотропно (равноправие всех его направлений) | Время: одномерно; однородно (равноправие всех моментов времени); необратимо |
Всеобщие свойства: объективность пространства и времени; всеобщность пространства и времени |
Проявление пространства и времени различно в формах движения материи, поэтому в последнее время выделяют такие типы времени: биологическое, психологическое, историческое, художественное, социальное и другие.
Движение и развитие
|
|
Специфика динамической организации бытия раскрывается в онтологии с помощью категорий движения, развития и покоя.
Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. По Аристотелю, «всякое движение есть некоторое изменение». Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего и характера его изменений: например, физическую, химическую, биологическую, социальную, духовную. Интерпретация направленности изменений зависит от выбора общего принципа: круговорот, восхождение от низшего к высшему, нисхождение от высшего к низшему, единство восходящей эволюции и нисхождения.
В отличие от движения категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего может совершаться в разных направлениях, отличающихся друг от друга степенью совершенствования системы, - прогрессивном, регрессивном и нейтральном. Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и революционным путем.
С помощью категории покой фиксируется относительная устойчивость всякого сущего. Поэтому способ бытия сущего проявляется не только в его движении и развитии, но и в покое, образуя единство движения, развития, покоя.