Основные понятия: православие, западники, славянофилы, добро, правда, софиология, всеединство, марксизм, социализм, революция, коммунизм, космизм, богочеловечество, ноосфера, идеология.
Первоисточники для изучения: Н.А. Бердяев «Русская идея».
Теоретические вопросы
1 Славянофилы и западники: судьба России, Россия и Европа.
2 Бог и человек, происхождение зла в религиозно-философских исканиях Ф.М. Достоевского.
3 Проблема смысла жизни в «Исповеди» Л. Н. Толстого.
4 Философия всеединства В. С. Соловьева: учение об Абсолюте, другом, Софии. Идея «цельного знания». Судьба России.
Вопросы для обсуждения
1. В чем специфика русской философии?
2. Какова роль православия в истории русской философии?
3. Определите, каково влияние русской философии на развитие отечественной науки в начале ХХ в.
4. Каковы философские воззрения выдающихся российских ученых?
5. В чем состоит уникальность такого направления как русский космизм?
6. Как решается в русской философии проблема свободы и самоопределения человека?
7. Как относится русская философия – неотомизм к научному прогрессу?
8. Удалось ли решить проблему природы и сущности человека представителям антропологического материализма?
9. В чём сущность идеи почвенничества в русской философии?
10. Каковы основные черты философии толстовства?
11. Какое место в современной философии занимает эзотеризм: теософия, антропософия, «живая этика»?
12. В чем состоит суть догматизма и идеологизации советской философии.
13. В чем состоит модернизация марксистской философии в условиях трансформации советского общества.
Тестовые задания для самоконтроля
1. Основной проблемой русской философии, определяющей её специфику, является:
а) судьба России;
б) роль личности и народных масс в истории России;
в) проблема познаваемости мира;
г) роль религии и церкви в развитии России.
2. Философия «серебряного века» была:
а) диалектико-материалистической;
б) позитивистской;
в) сциентистской;
г) религиозно-идеалистической.
3. Какое философское направление оказало наибольшее влияние на развитие отечественной науки в начале ХХ в.
а) идеализм;
б) материализм;
в) гуманизм;
г) экзистенциализм.
4. С точки зрения Ф.М. Достоевского, путь к мировой гармонии (обществу без зла) – это:
а) революционные преобразования;
б) нравственное самосовершенствование;
в) экономические реформы;
г) такой путь не возможен вообще.
5. В поисках смысла жизни Л.Н. Толстой обращается к:
а) религии;
б) политике;
в) философии;
г) естествознанию.