Методы и методические приемы профессионального обучения. Классификация методов по характеру познавательной деятельности, дидактическим целям Уровню активности учащихся

Методические приемы − система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования по данной области знаний; точно следующий установленному плану, способ действий по усвоению содержания образования; детали метода, элементы, составные части или отдельные шаги той учебно-познавательной деятельности, которая происходит в процессе обучения. Методические приемы тесно связаны с рефлексией собственных действий педагога. Осуществление рефлексии приводит к появлению новых приемов обучения, определяющие конкретные действия педагога, давшие ему открытия на занятии. Приемы обучения являются образцами для подражания. Они усваиваются путем показа или описания (открытые занятия, семинары, методические форумы и др.). Среди всех методических приемов можно выделить наиболее сложные, обладающие определенной целостностью, включающий отбор, группировку комплекса операций. Их называют комплексные приемы. К ним относятся инструктаж на производственной практике, педагогической практике, демонстрационный эксперимент на занятиях теоретического обучения и др. Метод обучения − категория историческая. Он характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер эмоционально-интеллектуального взаимодействия субъектов обучения. Каждый метод обучения призван отразить специфику проявления в нем этих признаков, а совокупность методов должна обеспечить достижение всех целей процесса воспитания, обучения и развития. Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, приемов и средств, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся.

В настоящее время нет единой точки зрения на классификацию методов обучения. В связи с этим авторы в основу подразделения методов обучения на группы кладут разные признаки. Существует ряд классификаций. Оптимальной представляется классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. В ней за основу берется самостоятельная и творческая учебная деятельность обучающихся в изучении ими СУИ. Эта классификация включает в себя пять методов:

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учебная цель достигается в результате предъявления обучающимся готовой информации, объяснения, иллюстрирования словами, изображением, действиями на лекциях, в процессе рассказа, беседы, трудовых операций, демонстрации опытов и др. Воспринимая и осмысливая факты, оценки и выводы обучающиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Знания могут быть усвоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания. Это первый уровень усвоения (знания – знакомства). В вузе данный метод находит самое широкоеприменение для передачи большого массива информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: