Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическим занятиям

учебной дисциплины Риторика

для специальности 060101 Лечебное дело

курс 2 семестр 3

Составитель: Гринько Е.Н., к.культурологии, доцент Рецензент: Беньковская О.П., к.м.н.

Владивосток – 2014 г.


Тема занятия №1. Исторические аспекты современной риторики

Мотивация изучения темы

Данное занятие направлено на осмысление исторических аспектов современной риторики, её связи с современной риторикой, что способствует пробуждению интереса к речи как к способу самовыражения и достижения успеха в жизни через речевую коммуникацию

Цели занятия.

3.1. Общая цель: сосредоточить внимание студентов на этической и интеллектуальной стороне риторики, помочь сформировать общую компетенцию ОК-5 «Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности».

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - основные особенности формирования риторики в Античности, виды речей, возникших в Древней Греции, требования к оратору в Древней Греции и Древнем Риме, вклад Аристотеля в научное становление риторики, определение риторики, по Аристотелю, виды риторических идеалов софистов и диалектиков, систему подготовки ораторов, по Квинтилиану. Особенности формирования в 18-19 веках в России риторической культуры поведения человека.

«Уметь» - охарактеризовать специфику риторической культуры в Античности, обозначить связь риторики и социокультурной системы полисов Древней Греции и имперского и республиканского Рима, связь риторики и других видов гуманитарного знания, вклад Античности в развитие интеллектуальной и речевой культуры европейской цивилизации. Проанализировать отечественные риторические тексты 18 – 19 веков.

«Владеть» - способностью к сравнению риторической культуры Древней Греции и Древнего Рима, перенесению требований к поведению оратора на профессиональное поведение будущего специалиста, его этического компонента. Способностью охарактеризовать правила речевого поведения, которые складывались в России в 18 – 19 веках. Оценить значение риторических правил для формирования гуманистической, этической речевой культуры в России.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Такие дисциплины не изучались.

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний

1. Какие виды речей возникли в Древней Греции?

2. С какими науками формировалась риторика в Древней Греции?

3. Какие добродетели оратора ценились в Древней Греции?

4. Какое определение дал риторике Аристотель?

5. Каков вклад Аристотеля в научное формирование риторики?

6. Чем отличаются риторические идеалы софистов и диалектиков Древней Греции?

7. Как риторика зависит от особенностей устройства древнегреческого общества?

8. Как риторика менялась в Древнем Риме в зависимости от имперского или республиканского строя в Древнем Риме?

9. Какой вклад в научное формирование отечественной риторической культуры внёс М.В. Ломоносов?

10. В чём особенности требований к молодым дворянам в новую петровскую эпоху?

5.2.Задания для СРС во внеучебное время

Изучить материал, данный в Методических рекомендациях для СРС (Тема СРС № 1) на тему «Исторические аспекты риторики». На его основе

подготовить по подгруппам сообщения (на 10 минут) на темы:

«Античность в истории риторики».

1. Вклад Древней Греции в формировании риторики

2. Вклад Древнего Рима в формировании риторики

3 Вклад Квинтилиана в риторику

«Отечественная риторическая культура».

4. Роль М.В. Ломоносова в формировании русской научной риторической культуры.

5. Новые правила речевого поведения благородного молодого человека и девицы (на основе книги «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», изданной при Петре I)

6. Речевой этикет в России 19 века (на основе книги «Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной»). Раскрыть значение риторических правил для формирования гуманистической, этической речевой культуры в России.

5.3. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты)

1. Основы риторики в Древней Греции были заложены

А) софистами

Б) Платоном

В) Сократом

2. Если собеседник воспринимается как объект для манипулирования, цель общения – победа, то это риторический идеал

А) Сократа

Б) Аристотеля

В) Горгия

3. Речи, которые обращены к будущему, произносятся в народном собрании и представляют собой совет коллективу, это речи

А) делиберативные

Б) судебные

В) эпидейктические

4. Профессия людей, которые писали за других речи и письма, назывались в Древней Греции

А) логографами

Б) софистами

В) графоманами

5. Образцом судебного оратора в Древней Греции был

А) Эсхин

Б) Лисий

В) Демосфен

6. Огромную важность приобрела в императорском Риме система воспитания и образования, в том числе воспитания оратора, знаменитого деятеля

А) Плутарха

Б) Фронтона

В) Квинтилиана


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: