МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям
учебной дисциплины Риторика
для специальности 060101 Лечебное дело
курс 2 семестр 3
Составитель: Гринько Е.Н., к.культурологии, доцент Рецензент: Беньковская О.П., к.м.н. |
Владивосток – 2014 г.
Тема занятия №1. Исторические аспекты современной риторики
Мотивация изучения темы
Данное занятие направлено на осмысление исторических аспектов современной риторики, её связи с современной риторикой, что способствует пробуждению интереса к речи как к способу самовыражения и достижения успеха в жизни через речевую коммуникацию
Цели занятия.
3.1. Общая цель: сосредоточить внимание студентов на этической и интеллектуальной стороне риторики, помочь сформировать общую компетенцию ОК-5 «Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности».
|
|
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - основные особенности формирования риторики в Античности, виды речей, возникших в Древней Греции, требования к оратору в Древней Греции и Древнем Риме, вклад Аристотеля в научное становление риторики, определение риторики, по Аристотелю, виды риторических идеалов софистов и диалектиков, систему подготовки ораторов, по Квинтилиану. Особенности формирования в 18-19 веках в России риторической культуры поведения человека.
«Уметь» - охарактеризовать специфику риторической культуры в Античности, обозначить связь риторики и социокультурной системы полисов Древней Греции и имперского и республиканского Рима, связь риторики и других видов гуманитарного знания, вклад Античности в развитие интеллектуальной и речевой культуры европейской цивилизации. Проанализировать отечественные риторические тексты 18 – 19 веков.
«Владеть» - способностью к сравнению риторической культуры Древней Греции и Древнего Рима, перенесению требований к поведению оратора на профессиональное поведение будущего специалиста, его этического компонента. Способностью охарактеризовать правила речевого поведения, которые складывались в России в 18 – 19 веках. Оценить значение риторических правил для формирования гуманистической, этической речевой культуры в России.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
Такие дисциплины не изучались.
5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
|
|
5.1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний
1. Какие виды речей возникли в Древней Греции?
2. С какими науками формировалась риторика в Древней Греции?
3. Какие добродетели оратора ценились в Древней Греции?
4. Какое определение дал риторике Аристотель?
5. Каков вклад Аристотеля в научное формирование риторики?
6. Чем отличаются риторические идеалы софистов и диалектиков Древней Греции?
7. Как риторика зависит от особенностей устройства древнегреческого общества?
8. Как риторика менялась в Древнем Риме в зависимости от имперского или республиканского строя в Древнем Риме?
9. Какой вклад в научное формирование отечественной риторической культуры внёс М.В. Ломоносов?
10. В чём особенности требований к молодым дворянам в новую петровскую эпоху?
5.2.Задания для СРС во внеучебное время
Изучить материал, данный в Методических рекомендациях для СРС (Тема СРС № 1) на тему «Исторические аспекты риторики». На его основе
подготовить по подгруппам сообщения (на 10 минут) на темы:
«Античность в истории риторики».
1. Вклад Древней Греции в формировании риторики
2. Вклад Древнего Рима в формировании риторики
3 Вклад Квинтилиана в риторику
«Отечественная риторическая культура».
4. Роль М.В. Ломоносова в формировании русской научной риторической культуры.
5. Новые правила речевого поведения благородного молодого человека и девицы (на основе книги «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», изданной при Петре I)
6. Речевой этикет в России 19 века (на основе книги «Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной»). Раскрыть значение риторических правил для формирования гуманистической, этической речевой культуры в России.
5.3. Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты)
1. Основы риторики в Древней Греции были заложены
А) софистами
Б) Платоном
В) Сократом
2. Если собеседник воспринимается как объект для манипулирования, цель общения – победа, то это риторический идеал
А) Сократа
Б) Аристотеля
В) Горгия
3. Речи, которые обращены к будущему, произносятся в народном собрании и представляют собой совет коллективу, это речи
А) делиберативные
Б) судебные
В) эпидейктические
4. Профессия людей, которые писали за других речи и письма, назывались в Древней Греции
А) логографами
Б) софистами
В) графоманами
5. Образцом судебного оратора в Древней Греции был
А) Эсхин
Б) Лисий
В) Демосфен
6. Огромную важность приобрела в императорском Риме система воспитания и образования, в том числе воспитания оратора, знаменитого деятеля
А) Плутарха
Б) Фронтона
В) Квинтилиана