Социального бытия. Реш ает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по
Себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая реализация. В
Связи с этим для психолога становится обязательным понимание каждого
Психологического акта не только в связи с прошлым, но и с будущим личности. Это
И можно назвать фин альной направленностью нашего поведения. В сущности это
Понимание психологических явлений не только из прошлого, но и из их будущего не
Означает ничего другого, кроме диалектического требования понимать явления в
Вечном движении, вскрывать их тенденци и, их будущее, детерминированное их
Настоящим. В учение о структуре личности, о характере новое понимание вводит
Глубочайше ценную для психологии перспективу будущего. Оно освобождает нас от
Консервативных, обращенных назад учений Фрейда и Э. Кречмера.
Как жизнь всякого организма направляется биологическим требованием
Приспособления, так жизнь личности направляется требованиями ее социального
|
|
бытия. "Мы не в состоянии думать, чувствовать, хотеть, действовать без того,
чтобы перед нами была какая-ниб удь цель", - говорит Адлер (A. Adler, 1927, с.
И отдельный поступок, и развитие личности в целом могут быть поняты из
заложенных в них тенденций к будущему. Другими словами: "Психическая жизнь
Человека стремится, как действующее лицо, созданное хо рошим драматургом, к
своему V акту" (там же, с. 2-3).
Перспектива будущего, вводимая этим учением в понимание психологических
Процессов, подводит нас к индивидуально-психологической педагогике как к одному
Из двух моментов, приковывающих наше внимание к методу Адлера. Виттельс называет
педагогику главной областью приложения адлеровской психологии. В самом деле,
Педагогика для описанного психологического направления составляет то же, что
Медицина для наук биологических, техника - физико-химических и политика -
Социальных; она здесь высший критерий ис тины, так как практикой доказывает
Человек истину своих мыслей. С самого начала ясно, почему именно это
Психологическое течение помогает понять детское развитие и воспитание: в
Неприспособленности детства заложен, следовательно, источник сверхкомпенса ции,
Т. е. сверхполноценного развития функций. Чем более приспособлено детство у
Какого-либо вида животных, тем меньше потенциальные возможности развития и
Воспитания. Залог сверхценности дан в наличии неполноценности; поэтому движущими
Силами развития ребенка являются неприспособленность и сверхкомпенсация. Такое