По отношению к имманентной логике человеческого общества, к требованиям

Социального бытия. Реш ает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по

Себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая реализация. В

Связи с этим для психолога становится обязательным понимание каждого

Психологического акта не только в связи с прошлым, но и с будущим личности. Это

И можно назвать фин альной направленностью нашего поведения. В сущности это

Понимание психологических явлений не только из прошлого, но и из их будущего не

Означает ничего другого, кроме диалектического требования понимать явления в

Вечном движении, вскрывать их тенденци и, их будущее, детерминированное их

Настоящим. В учение о структуре личности, о характере новое понимание вводит

Глубочайше ценную для психологии перспективу будущего. Оно освобождает нас от

Консервативных, обращенных назад учений Фрейда и Э. Кречмера.

Как жизнь всякого организма направляется биологическим требованием

Приспособления, так жизнь личности направляется требованиями ее социального

бытия. "Мы не в состоянии думать, чувствовать, хотеть, действовать без того,

чтобы перед нами была какая-ниб удь цель", - говорит Адлер (A. Adler, 1927, с.

И отдельный поступок, и развитие личности в целом могут быть поняты из

заложенных в них тенденций к будущему. Другими словами: "Психическая жизнь

Человека стремится, как действующее лицо, созданное хо рошим драматургом, к

своему V акту" (там же, с. 2-3).

Перспектива будущего, вводимая этим учением в понимание психологических

Процессов, подводит нас к индивидуально-психологической педагогике как к одному

Из двух моментов, приковывающих наше внимание к методу Адлера. Виттельс называет

педагогику главной областью приложения адлеровской психологии. В самом деле,

Педагогика для описанного психологического направления составляет то же, что

Медицина для наук биологических, техника - физико-химических и политика -

Социальных; она здесь высший критерий ис тины, так как практикой доказывает

Человек истину своих мыслей. С самого начала ясно, почему именно это

Психологическое течение помогает понять детское развитие и воспитание: в

Неприспособленности детства заложен, следовательно, источник сверхкомпенса ции,

Т. е. сверхполноценного развития функций. Чем более приспособлено детство у

Какого-либо вида животных, тем меньше потенциальные возможности развития и

Воспитания. Залог сверхценности дан в наличии неполноценности; поэтому движущими

Силами развития ребенка являются неприспособленность и сверхкомпенсация. Такое


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: