Нормально компенсируются или не компенсируются через другие функции организма

(там же, с. 164). И в психологии микроскопический анализ ненормальностей привел

К их переоценке и рассматрив анию их как выражений общей ненормальности

Личности. Если эти идеи Штерна применить к воспитанию, то придется отказаться и

от понятия, и от термина дефективные дети".

Т. Липпс видел в этом общий закон психической деятельности, который он

называл законом запруды. "Если психическое событие прерывается или тормозится в

Естественном течении или если в последнее вступает в каком-либо пункте чуждый

Элемент, то там, где наступает перерыв, задержка или возмущение течения

психического события, там происходит затопление" (Т. Липпс, 1907, с. 127).

Энергия концентрируется в данном пункте, повышается и может преодолеть задержку.

Она может пойти окольным путем. "Среди многого другого сюда относится высокая

оценка того, что утрачено или даже только повреждено" (там же, с. 128). Здесь

Уже содержится вся идея сверхкомпенсации. Липпс придавал этому закону

Универсальное значение. Вообще всякое стремление он рассматривает как явление

Затопления. Не только переживание комического и трагического, но и процессы

мышления Липпс объяснял действием этого закона. "Всякая целесообразная

Деятельность необходимо совершается по путям предшествующего бесцельного или

автоматического события" тогда, когда возникает препятствие. Энергии в месте

запруды присуща "тенденция к движению в сторону... Цель, которую нельзя было

Достигнуть прямым путем, достигается благодаря силе затопления одним из таких

обходных путей" (там же, с. 274).

Только благодаря затруднению, задержке, препятствию и становится возможной

Цель для других психических процессов. Точка перерыва, нарушения одной

какой-нибудь автоматически действующей функции становится "целью" для других

Функций, направленных к этой точке и потому имеющих вид целесообразной

Деятельности. Вот почему дефект и создаваемые им нарушения в функционировании

Личности становятся конечной целевой точкой для развития всех психических сил

Индивида; вот почему Адлер называет дефект основной д вижущей силой развития и

целевой, финальной точкой жизненного плана. Линия "дефект - сверхкомпенсация" и

Есть лейтлиния развития ребенка с дефектом какой-либо функции или органа. Таким

образом, "цель" дана заранее, и в сущности только по видимости цель, на деле же

Она первопричина развития.

Воспитание детей с различными дефектами должно базироваться на том, что


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: