Понимание дает нам ключ к классовой психологии и педагогике

Как течение потока определяется берегами и руслами, так психологическая

лейтлиния, жизненный план развивающегося и растущего человека определены с

Объективной необходимостью социальным руслом и социальными берегами личности.

3.

Для теории и практики воспитания ребенка с дефектами слуха, зрения и т. п.

Учение о сверхкомпенсации имеет фундаментальное значение, служит психологическим

Базисом. Какие перспективы открываются перед педагогом, когда он узнает, что

Дефект есть не тол ько минус, недостаток, слабость, но и плюс, источник силы и

способностей, что в нем есть какой-то положительный смысл! В сущности,

Психология давно учила этому, педагоги давно это знали, но только теперь с

Научной точностью сформулирован главнейший за кон: ребенок будет хотеть все

Видеть, если он близорук, все слышать, если у него аномалия слуха; будет хотеть

Говорить, если у него затруднения в речи или заикание. Желание летать будет

Выражено у детей, которые испытывают большие трудности уже при пр ыгании (А.

Adler, 1927, с. 57). В этой "противоположности органически данной

Недостаточности и желаний, фантазий, снов, т. е. психических стремлений к

компенсации..." (там же) заложены исходный пункт и движущие силы всякого

Воспитания. Практика воспит ания на каждом шагу подтверждает это. Если мы

Слышим: мальчик хромает и поэтому бегает лучше всех - мы понимаем, что речь идет

Все о том же законе. Если экспериментальные исследования показывают, что реакции

Могут протекать с большей скоростью и силой при наличии препятствий по сравнению

С максимальными при нормальных условиях, то перед нами все тот же закон.

Высокое представление о человеческой личности, понимание ее органической

Слитности и единства должны лечь в основу воспитания ненормального ребенка.

В. Штерн, который глубже других психологов заглянул в структуру личности,

полагал: "Мы не имеем никакого права заключать от установленной ненормальности

Того или иного свойства к ненормальности его носителя так же, как невозможно

Установленную ненорма льность личности сводить к единичным свойствам как единой

первопричине" (W. Stern, 1921, с. 163-164).

Этот закон приложим к соматике и психике, к медицине и педагогике. В медицине

Все больше укрепляется взгляд, согласно которому единственным критерием здоровья

Или болезни является целесообразное или нецелесообразное функционирование целого

Организма, а единичные ненормальности оцениваются лишь постольку, поскольку


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: