Как течение потока определяется берегами и руслами, так психологическая
лейтлиния, жизненный план развивающегося и растущего человека определены с
Объективной необходимостью социальным руслом и социальными берегами личности.
3.
Для теории и практики воспитания ребенка с дефектами слуха, зрения и т. п.
Учение о сверхкомпенсации имеет фундаментальное значение, служит психологическим
Базисом. Какие перспективы открываются перед педагогом, когда он узнает, что
Дефект есть не тол ько минус, недостаток, слабость, но и плюс, источник силы и
способностей, что в нем есть какой-то положительный смысл! В сущности,
Психология давно учила этому, педагоги давно это знали, но только теперь с
Научной точностью сформулирован главнейший за кон: ребенок будет хотеть все
Видеть, если он близорук, все слышать, если у него аномалия слуха; будет хотеть
Говорить, если у него затруднения в речи или заикание. Желание летать будет
Выражено у детей, которые испытывают большие трудности уже при пр ыгании (А.
|
|
Adler, 1927, с. 57). В этой "противоположности органически данной
Недостаточности и желаний, фантазий, снов, т. е. психических стремлений к
компенсации..." (там же) заложены исходный пункт и движущие силы всякого
Воспитания. Практика воспит ания на каждом шагу подтверждает это. Если мы
Слышим: мальчик хромает и поэтому бегает лучше всех - мы понимаем, что речь идет
Все о том же законе. Если экспериментальные исследования показывают, что реакции
Могут протекать с большей скоростью и силой при наличии препятствий по сравнению
С максимальными при нормальных условиях, то перед нами все тот же закон.
Высокое представление о человеческой личности, понимание ее органической
Слитности и единства должны лечь в основу воспитания ненормального ребенка.
В. Штерн, который глубже других психологов заглянул в структуру личности,
полагал: "Мы не имеем никакого права заключать от установленной ненормальности
Того или иного свойства к ненормальности его носителя так же, как невозможно
Установленную ненорма льность личности сводить к единичным свойствам как единой
первопричине" (W. Stern, 1921, с. 163-164).
Этот закон приложим к соматике и психике, к медицине и педагогике. В медицине
Все больше укрепляется взгляд, согласно которому единственным критерием здоровья
Или болезни является целесообразное или нецелесообразное функционирование целого
Организма, а единичные ненормальности оцениваются лишь постольку, поскольку