Глухота означают не только нарушение деятельности ребе нка по отношению к миру

Физическому, но прежде всего-разрыв, смещение тех систем, которые определяют все

Функции общественного поведения ребенка. Что это действительно так, станет,

Вероятно, совершенно ясным, если мы до конца разъясним эту точку зрения. Само

Собой разумеется, что слепота и глухота есть факты биологические, а ни в коей

Мере не социальные. Но все дело в том, что воспитателю приходится иметь дело не

Столько с этими биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями.

Когда перед нами слепой ребенок как объект воспитания, то приходится иметь

Дело не столько со слепотой самой по себе, сколько с теми конфликтами, которые

Возникают у слепого ребенка при вхождении его в жизнь, когда происходит смещение

Тех систем, кото рые определяют все функции общественного поведения ребенка. И

Поэтому, мне кажется, с педагогической точки зрения воспитание такого ребенка

Сводится к тому, чтобы эти социальные вывихи выпрямить совершенно. Дело обстоит

Так же, как если бы перед нами был физический вывих руки, вышедшей из сустава.

Надо вправить больной орган. Задача воспитания заключается в том, чтобы ввести

Слепого ребенка в жизнь и создать компенсацию его физического недостатка. Задача

Сводится к тому, чтобы нарушение социальной связи с жизнью было наложено

Каким-то другим путем.

Я не буду вдаваться в научный анализ психологических понятий глухонемоты или

Слепоты. Позволю себе остановиться только на общепринятых мыслях, которые обычно

Можно найти в литературе. Слепота или глухота как факты психологические не

Существуют для самого слепого или глухого. Мы напрасно представляем, будто

Слепой погружен во мрак, что он ощущает темноту так, будто попал в черную яму.

Достаточно авторитетные исследовател и свидетельствуют о том (как показывает и

Объективный анализ, и субъективные впечатления самих слепых), что такое

Представление совершенно ложно. Слепые не ощущают непосредственно своей слепоты,

Так же как и глухие не ощущают гнетущего безмолвия, в ка ком они пребывают. Я

Хотел бы показать, что и для педагога, для человека, подходящего к слепому

Ребенку с намерением воспитать его, существует не столько слепота как

Непосредственно физиологический факт, сколько социальные последствия этого

Факта, с к оторыми приходится считаться.

В научной литературе и в общественном мнении твердо укоренилось ложное

Представление о некоторой биологической компенсации дефекта. Полагают, будто

Природа, лишая нас одного из чувств, как бы вознаграждает необычайным развитием


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: