Автор, понимающий, что слепоглухонемота есть не только сумма двух слагаемых

что "сущность понятия слепоглухонемоты много глубже" (там же, с. 6), вслед за

Традицией видит эту сущность в религиозно-спиритуа листическом понимании ее

Истории. Между тем жизнь Е. Келлер не содержит в себе ничего таинственного. Она

Наглядно показывает, что процесс сверхкомпенсации всецело определяется двумя

Силами: социальными требованиями, предъявляемыми к развитию и воспита нию, и

Сохраненными силами психики. Исключительно высокий социальный заказ,

Предъявленный к развитию Е. Келлер, и счастливая социальная его реализация в

Условиях дефекта определили ее судьбу. Ее дефект не только не был тормозом, но

Стал импульсом и об еспечил развитие. Вот почему прав Адлер, когда советует

рассматривать всякий акт в его связи с единым жизненным планом и его конечной

Целью (A. Adler, 1927). И. Кант полагал, говорит А. Нейер, что мы поймем

организм, если будем рассматривать его как р азумно сконструированную машину;

Адлер советует рассматривать индивида как воплощенную тенденцию к развитию.

* * *

В традиционном воспитании детей с дефектами психики нет ни грана стоицизма.

Оно расслаблено тенденциями жалости и филантропии, оно отравлено ядом

Болезненности и слабости. Наше воспитание пресное; оно не задевает ученика за

Живое; в воспитании нет соли. Нам нужны закаляющие и мужественные идеи. Наш

Идеал не обкладывать больное место ватой и беречь его всеми мерами от ушибов, а

Открыть преодолению дефекта, его сверхкомпенсапии широчайший путь. Для этого нам

Нужно усвоить социальную направленность э тих процессов. Но в психологическом

Обосновании воспитания мы начинаем терять грань между воспитанием животного и

Человеческого детеныша, между дрессурой и истинным воспитанием. Вольтер шутил,

Что, прочитав Ж.-Ж. Руссо (14), ему захотелось пойти на че твереньках. Вот такое

Же чувство возбуждает почти вся наша новая наука о ребенке: она часто

Рассматривает ребенка на четвереньках. Это примечательно, что П. П. Блонский

признается: "Я очень люблю беззубого ребенка ставить в позу четвероногого

животного: мне лично всегда это очень много говорит" (1925, с. 97). Собственно,

Только в этой позе наука о ребенке и знает его. А. Б. Залкинд называет это

зоологическим подходом к детству (1926). Спору нет: такой подход очень важен;

Изучить человека как один из видов животного, как высшее млекопитающее, очень

Важно. Но это не все и даже не главное для теории и практики воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: