Отсутствующий путь может быть в огромной мере компенсиро ван другими путями

Одно из важнейших для педагогики положений внешней экспериментальной

Физиологии гласит, что условные формы поведения завязываются принципиально

Одинаковым путем с различных органов чувств, с различных анализаторов. Условный

Рефлекс может быть воспитан с глаза так же, как с уха, с уха так же, как с кожи,

И, следовательно, когда в воспитании мы имеем замену одного анализатора другим,

Одного из путей другим путем, мы вступаем на путь социальной компенсации того

Или иного дефекта.

Важно ведь не то, чтобы слепой видел буквы, важно, чтобы он умел читать.

Важно, что слепой читает совершенно таким же образом, каким читаем и мы, и

Обучается этому так же, как нормальный ребенок. Важно, чтобы слепой умел писать,

А вовсе не водить пером по бумаге. Если он научается писать, прокалывая бумагу

Шилом, мы опять-таки имеем тот же принцип и практически тождественное явление.

Поэтому формула Куртмана, гласящая, что слепого, глухонемого и слабоумного

Нельзя мерить той же меркой, что и норма льного, должна быть заменена как раз

Обратной. К слепому и глухонемому ребенку, с точки зрения психологической и

Педагогической, должно и можно подходить с той же мерой, что и к нормальному.

По существу нет разницы ни в воспитательном подходе к ребенку дефективному и

Нормальному, ни в психологической организации их личности. Эту чрезвычайно

Важную мысль заключает в себе известная у нас книга П. Я. Трошина (1915).

Ошибочно видеть в ненорма льности только болезнь. В ненормальном ребенке мы

Усматриваем только дефект, и потому наше учение о ребенке и подход к нему

Ограничиваются констатированием такого-то процента слепоты, глухоты или

Извращений вкуса. Мы останавливаемся на золотниках боле зни и не замечаем пудов

Здоровья. Мы подмечаем крупицы дефектов и не замечаем колоссальных, богатых

Жизнью областей, которыми обладают дети, страдающие ненормальностями. Эти

Азбучные истины, которые, казалось бы, трудно оспаривать, идут коренным образ ом

Вразрез с тем, что мы имеем в теории и практике нашей специальной педагогики.

У меня в руках памятка, изданная в Швейцарии в этом году. В ней мы читаем

Положения, которые звучат для нашей педагогики большим и очень важным

Откровением: со слепым ребенком надо обращаться так же, как со зрячим, учить его

Ходить тогда же, когда и з рячего, как можно больше давать ему возможность

Играть со всеми детьми. Там считается это азбучной истиной. У нас же

Утверждается прямо противоположное. Мне кажется, что здесь два направления в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: