Пределах данного организма, в котором с помощью воспитания должны быть

Сформированы известные навыки, компенсирующие недостаток вроде того, как при

Удаленной почке другая принимает на себя часть ее функций.

Проще говоря, и психологически и педагогически вопрос ставился обычно грубо

Физически, по-медицински; физический дефект изучался и компенсировался как

Таковой; слепота означала просто отсутствие зрения, глухота - слуха, как будто

дело шло о слепой соб аке или глухом шакале." При этом упускалось из виду, что,

В отличие от животного, органический дефект человека никогда не может сказаться

На личности непосредственно, потому что глаз и ухо человека не только его

Физические органы, но и органы социальн ые, потому что между миром и человеком

Стоит еще социальная среда, которая преломляет и направляет все, что исходит от

Человека к миру и от мира к человеку. Голого, несоциального, непосредственного

Поставить и осмыслить как социальную проблему, потому что не замечаемый прежде

Социальный ее момент, считавшийся обычно второстепенным, на самом деле

Оказывается первостепенным, пивным. Его и надо поставить во главу угла. Надо

Смело взглянуть в глаза этой проблеме, как проблеме социальной. Если

Психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически

Воспитать такого ребенка - значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый

И больной орган. Несколько простейших соображе ний призваны подтвердить эту

Мысль.

Прежде всего надо расстаться с уже давно оставленной наукой, но еще живой и

Популярной в общем сознании легендой о биологической компенсации телесных

Недостатков. Существует мнение, будто мудрая природа, лишая человека одного

Какого-нибудь органа чувс тв (глаза или уха), наделяет его, как бы вознаграждая

За основной дефект, большей восприимчивостью других органов. Так, часто

Рассказывают получудесные истории о необыкновенном чувстве осязания у слепых или

Зрения у глухонемых. В основе этих рассказов лежит только то верное наблюдение,

Что при выпадении одного какого-нибудь органа восприятия другие как бы заступают

Его место и начинают исполнять такие функции, которые не исполняются ими обычно

У нормального человека. Слепой узнает при помощи руки о вещах больше, чем

Зрячий. Глухой считывает человеческую речь по движениям губ, чего не сделает ни

Один нормально слышащий. Но и осязание у слепого, и зрение у глухого, как

Показали исследования, не представляют никаких особенностей по сравнению с норм


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: