Сформированы известные навыки, компенсирующие недостаток вроде того, как при
Удаленной почке другая принимает на себя часть ее функций.
Проще говоря, и психологически и педагогически вопрос ставился обычно грубо
Физически, по-медицински; физический дефект изучался и компенсировался как
Таковой; слепота означала просто отсутствие зрения, глухота - слуха, как будто
дело шло о слепой соб аке или глухом шакале." При этом упускалось из виду, что,
В отличие от животного, органический дефект человека никогда не может сказаться
На личности непосредственно, потому что глаз и ухо человека не только его
Физические органы, но и органы социальн ые, потому что между миром и человеком
Стоит еще социальная среда, которая преломляет и направляет все, что исходит от
Человека к миру и от мира к человеку. Голого, несоциального, непосредственного
Поставить и осмыслить как социальную проблему, потому что не замечаемый прежде
|
|
Социальный ее момент, считавшийся обычно второстепенным, на самом деле
Оказывается первостепенным, пивным. Его и надо поставить во главу угла. Надо
Смело взглянуть в глаза этой проблеме, как проблеме социальной. Если
Психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически
Воспитать такого ребенка - значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый
И больной орган. Несколько простейших соображе ний призваны подтвердить эту
Мысль.
Прежде всего надо расстаться с уже давно оставленной наукой, но еще живой и
Популярной в общем сознании легендой о биологической компенсации телесных
Недостатков. Существует мнение, будто мудрая природа, лишая человека одного
Какого-нибудь органа чувс тв (глаза или уха), наделяет его, как бы вознаграждая
За основной дефект, большей восприимчивостью других органов. Так, часто
Рассказывают получудесные истории о необыкновенном чувстве осязания у слепых или
Зрения у глухонемых. В основе этих рассказов лежит только то верное наблюдение,
Что при выпадении одного какого-нибудь органа восприятия другие как бы заступают
Его место и начинают исполнять такие функции, которые не исполняются ими обычно
У нормального человека. Слепой узнает при помощи руки о вещах больше, чем
Зрячий. Глухой считывает человеческую речь по движениям губ, чего не сделает ни
Один нормально слышащий. Но и осязание у слепого, и зрение у глухого, как
Показали исследования, не представляют никаких особенностей по сравнению с норм