такая форма сотрудничества, при которой легче найти приложение работе слепых.
Второй принцип: слепые не специализируются на одной машине или на одной работе,
Из педагогических соображений они переходят из одного маши нного отделения в
Другое, меняют одну машину на другую, потому что для участия в производстве в
Качестве сознательного рабочего необходим общий политехнический фундамент. Я не
Крупной индустрии оказывается вполне применим труд слепых.
Это и есть то здоровое, сильное в европейской и американской специальной
Педагогике, на что я ссылался. Это необходимо усвоить в нашей специальной школе.
Но надо сказать, что все Достижения направляются до сих пор во всех странах по
Линии, глубоко чуж дой нам в своей основе. Вы знаете, под каким резким углом
Стоит наше социальное воспитание к воспитанию американскому и немецкому. В
Зависимости от общего направления использование новой педагогической техники и
|
|
должно пойти по совершенно иному пути, оно должно быть повернуто на 180°. Я не
Стану сейчас намечать конкретно, в чем этот путь будет выражаться, потому что
Пришлось бы повторять азбучные истины общей социальной педагогики, на основе
Которых строится и утверждается в ся наша система социального воспитания. Я
Позволю только указать, что единственным принципом здесь остается преодоление
Или компенсация соответствующих дефектов и что педагогике приходится
Ориентироваться не столько на недостаток и болезнь, сколько на норму и на
Здоровье, сохранившееся у ребенка.
В чем же наше самое коренное расхождение с Западом в этом вопросе? Только в
Том, что там это вопросы социального призрения, для нас же это вопросы
Социального воспитания. Там это вопрос помощи калеке и социальная страховка от
Преступника и нищего, у н ас это общий закон трудового воспитания. Изжить
Филантропически-инвалидный взгляд крайне трудно. Часто встречаются утверждения,
Что биогенные случаи представляют интерес не столько для специального
Воспитания, сколько для социального призрения. В этом и заключается коренная
Неправда прежней постановки вопроса. Вопрос воспитания физически дефективных
Детей находится до сих пор в загоне главным образом потому, что более спешные
Вопросы в первые годы революции требовали нашего внимания. Сейчас настало время
Широко поставить этот вопрос в поле общественного внимания.
Глава третья
К психологии и педагогике детской дефективности
Всякий телесный недостаток - будь то слепота, глухота или врожденное