Сами по себе, но непременно вместе и в сотр удничестве со зрячими. Развивается

такая форма сотрудничества, при которой легче найти приложение работе слепых.

Второй принцип: слепые не специализируются на одной машине или на одной работе,

Из педагогических соображений они переходят из одного маши нного отделения в

Другое, меняют одну машину на другую, потому что для участия в производстве в

Качестве сознательного рабочего необходим общий политехнический фундамент. Я не

Крупной индустрии оказывается вполне применим труд слепых.

Это и есть то здоровое, сильное в европейской и американской специальной

Педагогике, на что я ссылался. Это необходимо усвоить в нашей специальной школе.

Но надо сказать, что все Достижения направляются до сих пор во всех странах по

Линии, глубоко чуж дой нам в своей основе. Вы знаете, под каким резким углом

Стоит наше социальное воспитание к воспитанию американскому и немецкому. В

Зависимости от общего направления использование новой педагогической техники и

должно пойти по совершенно иному пути, оно должно быть повернуто на 180°. Я не

Стану сейчас намечать конкретно, в чем этот путь будет выражаться, потому что

Пришлось бы повторять азбучные истины общей социальной педагогики, на основе

Которых строится и утверждается в ся наша система социального воспитания. Я

Позволю только указать, что единственным принципом здесь остается преодоление

Или компенсация соответствующих дефектов и что педагогике приходится

Ориентироваться не столько на недостаток и болезнь, сколько на норму и на

Здоровье, сохранившееся у ребенка.

В чем же наше самое коренное расхождение с Западом в этом вопросе? Только в

Том, что там это вопросы социального призрения, для нас же это вопросы

Социального воспитания. Там это вопрос помощи калеке и социальная страховка от

Преступника и нищего, у н ас это общий закон трудового воспитания. Изжить

Филантропически-инвалидный взгляд крайне трудно. Часто встречаются утверждения,

Что биогенные случаи представляют интерес не столько для специального

Воспитания, сколько для социального призрения. В этом и заключается коренная

Неправда прежней постановки вопроса. Вопрос воспитания физически дефективных

Детей находится до сих пор в загоне главным образом потому, что более спешные

Вопросы в первые годы революции требовали нашего внимания. Сейчас настало время

Широко поставить этот вопрос в поле общественного внимания.

Глава третья

К психологии и педагогике детской дефективности

Всякий телесный недостаток - будь то слепота, глухота или врожденное


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: