Сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект, или порок, реализуется
Как социальная ненормальнос ть поведения. Даже в семье слепой и глухой ребенок
Есть прежде всего особенный ребенок, к нему возникает исключительное, необычное,
Не такое, как к другим детям, отношение. Его несчастье раньше всего изменяет
Социальную позицию в семье. И это складыва ется не только в тех семьях, где на
Такого ребенка смотрят, как на тяжелую обузу и наказание, но и в тех, где слепое
Дитя окружают удвоенной любовью, удесятеренной заботливостью и нежностью. Именно
Там эти повышенные дозы внимания и жалости есть тяжел ый груз для ребенка и
Ограда, отделяющая его от остальных детей. В. Г. Короленко (2) в известной
Повести о слепом музыканте правдиво показал, как слепой ребенок стал центром
Семьи, ее бессознательным деспотом, с малейшей прихотью которого
Сообразовывалось все в доме.
В дальнейшем телесный недостаток вызывает совершенно особую социальную
установку, чем у нормального человека. Нарушение в "соотносительной
деятельности", по выражению В. М. Бехтерева, человека в мире оказывается на деле
Тяжким нарушением всей системы социальных соотношений. Все связи с людьми, все
моменты, определяющие "геометрическое" место человека в социальной среде, его
Роль и судьбу как участника жизни, все функции бытия перестраиваются под новым
Углом. Физический дефект вызывает как бы социа льный вывих, совершенно
Аналогичный телесному вывиху, когда поврежденный член - рука или нога - выходит
Из сустава, когда нарушается правильное питание и нормальные отправления, когда
Грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование орг ана
Сопровождается болью и воспалительными процессами. Об этом свидетельствуют как
Вдумчивые признания самих слепых и глухих, так и простейшее повседневное
Наблюдение за жизнью дефективных детей и данные психологического научного
Анализа. К сожалению, до сих пор и в научной педагогической литературе, и в
Общем представлении вопросы детской дефективности ставились и решались большей
Частью как биологическая проблема. Физический недостаток изучался главным
Образом со стороны тех изменений, которые он вносит в биологический строй
Личности, в ее отношения с природно-физическим миром. Педагоги всегда говорили в
Этом случае о той компенсации, которой воспитание может возместить одно из
Нарушенных отправлений организма. Вопрос, таким образом, ставился в узких