Слабоумие - не только изменяет отношение человека к миру, но прежде всего

Сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект, или порок, реализуется

Как социальная ненормальнос ть поведения. Даже в семье слепой и глухой ребенок

Есть прежде всего особенный ребенок, к нему возникает исключительное, необычное,

Не такое, как к другим детям, отношение. Его несчастье раньше всего изменяет

Социальную позицию в семье. И это складыва ется не только в тех семьях, где на

Такого ребенка смотрят, как на тяжелую обузу и наказание, но и в тех, где слепое

Дитя окружают удвоенной любовью, удесятеренной заботливостью и нежностью. Именно

Там эти повышенные дозы внимания и жалости есть тяжел ый груз для ребенка и

Ограда, отделяющая его от остальных детей. В. Г. Короленко (2) в известной

Повести о слепом музыканте правдиво показал, как слепой ребенок стал центром

Семьи, ее бессознательным деспотом, с малейшей прихотью которого

Сообразовывалось все в доме.

В дальнейшем телесный недостаток вызывает совершенно особую социальную

установку, чем у нормального человека. Нарушение в "соотносительной

деятельности", по выражению В. М. Бехтерева, человека в мире оказывается на деле

Тяжким нарушением всей системы социальных соотношений. Все связи с людьми, все

моменты, определяющие "геометрическое" место человека в социальной среде, его

Роль и судьбу как участника жизни, все функции бытия перестраиваются под новым

Углом. Физический дефект вызывает как бы социа льный вывих, совершенно

Аналогичный телесному вывиху, когда поврежденный член - рука или нога - выходит

Из сустава, когда нарушается правильное питание и нормальные отправления, когда

Грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование орг ана

Сопровождается болью и воспалительными процессами. Об этом свидетельствуют как

Вдумчивые признания самих слепых и глухих, так и простейшее повседневное

Наблюдение за жизнью дефективных детей и данные психологического научного

Анализа. К сожалению, до сих пор и в научной педагогической литературе, и в

Общем представлении вопросы детской дефективности ставились и решались большей

Частью как биологическая проблема. Физический недостаток изучался главным

Образом со стороны тех изменений, которые он вносит в биологический строй

Личности, в ее отношения с природно-физическим миром. Педагоги всегда говорили в

Этом случае о той компенсации, которой воспитание может возместить одно из

Нарушенных отправлений организма. Вопрос, таким образом, ставился в узких


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: