В этом главное. Слепота есть нормальное, а не болезненное состояние для

Слепого ребенка и ощущается им лишь опосредованно, вторично, как отраженный на

Него самого результат его социального опыта.

Как же переживают слепые свою слепоту? По-разному, в зависимости от того, в

Каких социальных формах этот дефект реализуется. Во всяком случае тот камень на

Душе, то огромное горе, то невыразимое страдание, которое заставляет нас жалеть

Слепого и с ужасом думать о его жизни, - все это обязано своим происхождением

Моментам вторичным, социальным, а не биологическим.

Представления слепого о мире не лишены предметной реальности; мир не

Открывается слепому сквозь дымку или завесу. Мы совершенно не учитываем, как

Органически и естественно развивают слепые почти чудесные возможности осязания.

На границе научной истины стоит та мысль, что слепые не только не беднее, но и

Богаче зрячих. Знаменитая слепоглухонемая Е. Келлер писала, что чувство осязания

Дает слепому некоторые сладостные истины, без которых приходится жить зрячим,

Так как у них это чувство не усовершенс твовано (Н. Keller, 1920).

Так называемое шестое чувство (тепловое) у слепых, позволяющее им на

Расстоянии замечать предметы, и седьмое чувство (вибрационное) у глухонемых,

Позволяющее им улавливать движения, музыку и т. п., не представляют собой,

Конечно, ничего специфически н ового для нормальной психики, но есть лишь

Доведенные до совершенства ощущения, имеющиеся и у нормальных детей. Однако мы и

Представить себе не можем, какой существенный момент в процессах познания мира

Эти чувства могут играть. Разумеется, нам покаже тся жалким заявление глухой,

прослушавшей пьесу, разыгранную на пианино: "О, как хорошо! Я чувствовала это

ногами" (Г. Деккер, 1923, с. 91), но факт очень важен сам по себе: для глухих

Существует музыка, гром, шум моря, как свидетельствует и Е. Келлер, для слепых -

Ночь и день, предметы на расстоянии, их величина и форма и т. д. (А. А. Крогиус

(5), 1907)).

Печальная участь слепых обусловлена не физической слепотой самой по себе,

Которая не есть трагедия. Слепота есть только предлог и повод для возникновения

трагедий. "Причитания и вздохи, - говорит Щербина, - сопровождают слепого в

Течение всей его жизни; таким образом, медленно, но верно совершается огромная

разрушительная работа" (1916, с. 39). Он же описывает случай, когда в училище

слепых "служителю приходилось кормить 8-летнего мальчика с ложки просто потому,

что в семье не решались ему предста вить возможности научиться есть самому" (там

Же, с. 40). Вот почему совершенно правильно педагогическая гигиена предписывает


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: