Слепого ребенка и ощущается им лишь опосредованно, вторично, как отраженный на
Него самого результат его социального опыта.
Как же переживают слепые свою слепоту? По-разному, в зависимости от того, в
Каких социальных формах этот дефект реализуется. Во всяком случае тот камень на
Душе, то огромное горе, то невыразимое страдание, которое заставляет нас жалеть
Слепого и с ужасом думать о его жизни, - все это обязано своим происхождением
Моментам вторичным, социальным, а не биологическим.
Представления слепого о мире не лишены предметной реальности; мир не
Открывается слепому сквозь дымку или завесу. Мы совершенно не учитываем, как
Органически и естественно развивают слепые почти чудесные возможности осязания.
На границе научной истины стоит та мысль, что слепые не только не беднее, но и
Богаче зрячих. Знаменитая слепоглухонемая Е. Келлер писала, что чувство осязания
Дает слепому некоторые сладостные истины, без которых приходится жить зрячим,
|
|
Так как у них это чувство не усовершенс твовано (Н. Keller, 1920).
Так называемое шестое чувство (тепловое) у слепых, позволяющее им на
Расстоянии замечать предметы, и седьмое чувство (вибрационное) у глухонемых,
Позволяющее им улавливать движения, музыку и т. п., не представляют собой,
Конечно, ничего специфически н ового для нормальной психики, но есть лишь
Доведенные до совершенства ощущения, имеющиеся и у нормальных детей. Однако мы и
Представить себе не можем, какой существенный момент в процессах познания мира
Эти чувства могут играть. Разумеется, нам покаже тся жалким заявление глухой,
прослушавшей пьесу, разыгранную на пианино: "О, как хорошо! Я чувствовала это
ногами" (Г. Деккер, 1923, с. 91), но факт очень важен сам по себе: для глухих
Существует музыка, гром, шум моря, как свидетельствует и Е. Келлер, для слепых -
Ночь и день, предметы на расстоянии, их величина и форма и т. д. (А. А. Крогиус
(5), 1907)).
Печальная участь слепых обусловлена не физической слепотой самой по себе,
Которая не есть трагедия. Слепота есть только предлог и повод для возникновения
трагедий. "Причитания и вздохи, - говорит Щербина, - сопровождают слепого в
Течение всей его жизни; таким образом, медленно, но верно совершается огромная
разрушительная работа" (1916, с. 39). Он же описывает случай, когда в училище
слепых "служителю приходилось кормить 8-летнего мальчика с ложки просто потому,
что в семье не решались ему предста вить возможности научиться есть самому" (там
Же, с. 40). Вот почему совершенно правильно педагогическая гигиена предписывает