Возрасте учить его ходить, что и всех детей, обслужи вать себя, заставлять его
Играть со зрячими детьми (lasset es soviel als moglich mit sehenden Kindern
Spielen), никогда не выражать в его присутствии Жалости к нему из-за его слепоты
и т. д. Тогда слепота переживается самими слепыми как "ряд мелких не удобств",
По выражению Щербины (там же, с. 35). И многие слепые подпишутся под его
заявлением: "При всем этом в моей жизни для меня есть своеобразная прелесть,
отказаться от которой, думаю, я не согласился бы ни за какие личные блага" (там
Же). На частном, но глубоко поучительном вопросе о том, надо ли слепому знать
Свет, А. В. Бирилев, сам слепой, показывает, какие принципиально важные
Педагогические выводы должны быть сделаны из психологического утверждения: с вет
Знать надо. Надо не потому, что у слепого есть инстинктивно органическое
Стремление к свету, при знакомстве со светом не следует переводить мир цветов на
язык звуков и пр. "Свет представляет собой условия деятельности всех других лиц,
|
|
Ту практичес кую обстановку, влияние которой надо себе точно представлять, чтобы
понимать зависящие от нее чужие и собственные приемы и правила поведения" (А. В.
Бирилев, 1924, с. 83). Слепому важно знать, что за оконной занавеской его с
Улицы не видно, что, когда в комнате горит огонь и окна не завешены, всякий
Видит его и т. п. Ему надо иметь те важнейшие знания о мире, которые добыты
Человеком при помощи глаза. Мир устроен людьми главным образом как зрительный
Феномен, и к жизни в этом общем мире мы должны п одготовить слепого ребенка.
Следовательно, он должен знать свет. В самом больном вопросе воспитания слепых
Единственно правильная реальная точка зрения подсказывает нам этот выход. Даже
Проблема света в воспитании слепого ребенка получает правильное решение, когда
Она ставится не как проблема биологическая, а как проблема социальная. В этом
Частном случае, думается нам, основная линия развиваемых здесь мыслей получает
Свое крайн ее выражение.
Итак, с психологической точки зрения физический дефект вызывает нарушение
Социальных форм поведения. Если поведение живого организма есть его
Взаимодействие с миром, система приспособительных реакций к среде, то изменения
Этой системы раньше всего ска зываются на перерождении и смещении социальных
Связей и условий, в которых совершается и. осуществляется нормальный процесс
Поведения. Решительно все психологические особенности дефективного ребенка имеют