Обращаться со слепым ребенком так же, как если бы он был зрячим, в том же

Возрасте учить его ходить, что и всех детей, обслужи вать себя, заставлять его

Играть со зрячими детьми (lasset es soviel als moglich mit sehenden Kindern

Spielen), никогда не выражать в его присутствии Жалости к нему из-за его слепоты

и т. д. Тогда слепота переживается самими слепыми как "ряд мелких не удобств",

По выражению Щербины (там же, с. 35). И многие слепые подпишутся под его

заявлением: "При всем этом в моей жизни для меня есть своеобразная прелесть,

отказаться от которой, думаю, я не согласился бы ни за какие личные блага" (там

Же). На частном, но глубоко поучительном вопросе о том, надо ли слепому знать

Свет, А. В. Бирилев, сам слепой, показывает, какие принципиально важные

Педагогические выводы должны быть сделаны из психологического утверждения: с вет

Знать надо. Надо не потому, что у слепого есть инстинктивно органическое

Стремление к свету, при знакомстве со светом не следует переводить мир цветов на

язык звуков и пр. "Свет представляет собой условия деятельности всех других лиц,

Ту практичес кую обстановку, влияние которой надо себе точно представлять, чтобы

понимать зависящие от нее чужие и собственные приемы и правила поведения" (А. В.

Бирилев, 1924, с. 83). Слепому важно знать, что за оконной занавеской его с

Улицы не видно, что, когда в комнате горит огонь и окна не завешены, всякий

Видит его и т. п. Ему надо иметь те важнейшие знания о мире, которые добыты

Человеком при помощи глаза. Мир устроен людьми главным образом как зрительный

Феномен, и к жизни в этом общем мире мы должны п одготовить слепого ребенка.

Следовательно, он должен знать свет. В самом больном вопросе воспитания слепых

Единственно правильная реальная точка зрения подсказывает нам этот выход. Даже

Проблема света в воспитании слепого ребенка получает правильное решение, когда

Она ставится не как проблема биологическая, а как проблема социальная. В этом

Частном случае, думается нам, основная линия развиваемых здесь мыслей получает

Свое крайн ее выражение.

Итак, с психологической точки зрения физический дефект вызывает нарушение

Социальных форм поведения. Если поведение живого организма есть его

Взаимодействие с миром, система приспособительных реакций к среде, то изменения

Этой системы раньше всего ска зываются на перерождении и смещении социальных

Связей и условий, в которых совершается и. осуществляется нормальный процесс

Поведения. Решительно все психологические особенности дефективного ребенка имеют


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: