Место в жизни, где слепота не будет означать непременно недостаточности, там

слепота не будет дефективностью" Социальная педагогика и призвана осуществить

Эту мысль дефектологической психологии. Преодолеть дефективность - вот основная

Мысль. Приведенным примером нам хотелось показать, что это утверждение не есть

Парадокс, но мысль, прозрачная насквозь и ясная до самого дна.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ

СЛЕПОЙ РЕБЕНОК

У них (слепых. - Л. В) развиваются такие особенности, которых мы не можем

Заметить у зрячих, и надо полагать, что в случае исключительного общения слепых

Со слепыми, без всякого сношения со зрячими, могла бы возникнуть особая порода

Людей.

К. Бюрклен

(K. Burklen, 1924, с. 3)

1.

Если оставить в стороне частности и пренебречь деталями, можно представить

Развитие научных взглядов на психологию слепых в виде одной линии, которая идет

От глубокой древности до наших дней, то теряясь во тьме ложных идей, то

Появляясь опять с каждым новым завоеванием науки. Как магнитная стрелка

Указывает на север, так эта линия указывает на истину и позволяет оценить всякое

Историческое заблуждение степенью его отклонения от этого пути углом искривления

Основной линии.

В сущности наука о слепом человеке, поскольку она шла к истине, вся сводится

К развертыванию одной центральной идеи, которой человечество тысячелетиями

Пытается овладеть, потому что она не только идея о слепом, но и вообще о

Психологической природе че ловека. В психологии слепых, как и во всяком знании,

Заблуждаться можно по-разному, но идти к истине только одним путем. Эта идея

Сводится к тому, что слепота есть не только отсутствие зрения (дефект отдельного

Органа); она вызывает глубочайшую перест ройку всех сил организма и личности.

Слепота, создавая новый, особенный склад личности, вызывает к жизни новые

Силы, изменяет нормальные направления функций, творчески и органически

Пересоздает и формирует психику человека. Следовательно, слепота есть не только

Дефект, минус, слабость, но и в каком-то смысле источник выявления способностей,

плюс, сила (как это ни странно и ни похоже на парадокс!). Эта идея пережила три

Главных этапа, из сопоставления которых становится ясным направление, тенденция

Ее развития. Первая эпоха может быть обозначена как мистическая, вторая -

Наивно-биологическая и третья, современная - научная или социально-психолог

Ическая.

2.

Первая эпоха охватывает древность, средние века и значительнейшую часть новой

Истории. До сих пор пережитки этой эпохи видны в народных взглядах на слепого, в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: