Частичное недоразвитие всего организма, проявляющееся в самых разных степенях.
За исключением заболеваний, в явлениях детской умственной отсталости мы имеем
Дело с фактами недоразвития, и ни с чем больше.
У таких детей основные жизненные процессы могут протекать вполне нормально,
Так что они могут служить источником наших знаний о детской природе. Глубоко
Верна мысль Трошина о том, что у детей в самом чистом, нормальном, прозрачном и
Простом виде проте кают основные процессы и что изучение ребенка должно
Начинаться с этих самых чистых и простых форм. Очень частая в педагогическом
Обиходе и литературе формула определяет задачу воспитания глубоко отсталых детей
как формирование из них "социально нейтральных личностей". Речь идет о том, что
Социальное воспитание в данном случае как будто может пресле довать чисто
отрицательные цели. Не говоря уже о том, что "социально нейтральных личностей"
Вообще не существует, было бы величайшей ошибкой закрывать глаза на те
|
|
Положительные задачи, которые встают здесь перед педагогикой. Жизнь бесконечно
Сложна и дифференцированна, в ней всегда может найтись место для активного, а не
Нейтрального, ребенка даже пониженной одаренности. В самом ребенке есть все для
Того, чтобы стать активным участником социальной жизни. Легенда о пониженном
социальном инстинкте и ли "определенном понижении общественных импульсов" у
Умственно отсталого (А. Н. Граборов, 1925) должна быть оставлена. Факт, что
Социальная личность отсталого ребенка ущербна и не развита. Но нигде социальный
Характер дефективности не обнаруживается с такой очевидностью, как им енно
Здесь. Отсталый ребенок сам собой выпадает из среды сверстников. Клеймо дурака
Или дефективного ставит его в совершенно новые социальные условия, и все это
Развитие протекает уже в совершенно новом направлении.
Социальные последствия дефекта усиливают, питают и закрепляют сам дефект. В
Этой проблеме нет ни одной стороны, где бы биологическое можно было отделить от
Социального. Нигде это не видно с такой ясностью, как в вопросе полового
Воспитания. Многие авт оры (например, А. Н. Граборов, 1925) высказываются за
Раздельное воспитание полов во вспомогательной школе. Но половой инстинкт скорее
Понижен, чем обострен и повышен у таких детей. Вся возникающая ненормальность их
Сексуального поведения имеет вторич ный характер. Поэтому правильно
Организованное социальное воспитание во вспомогательной школе предполагает