Переразвитие, какие функции в поведении личности оно исполняет, какой

Потребности отвечает.

Правильнее было бы сказать, что у слепых есть тенденция к повышенному

Развитию памяти; развивается ли она на деле очень высоко - это зависит от многих

И сложных обстоятельств. Тенденция, установленная с несомненностью в психике

Слепого, становится сов ершенно объяснимой в свете компенсации. Чтобы завоевать

Позицию в общественной жизни, слепой человек вынужден развивать все свои

Компенсирующие функции. Память у слепого развивается под давлением тенденций к

Компенсации малоценности, создаваемой слепо той. Это можно видеть из того, что

Она развивается совершенно специфическим образом, определенным конечной целью

Этого процесса. О внимании слепых имеются различные и противоречивые данные.

Одни авторы (К. Штумпф (7) др.) склонны видеть у слепого повышенную деятельность

Внимания; другие (Шредер, Ф. Цех) и главным образом учителя слепых, наблюдающие

Поведение учащихся во время з анятий, утверждают, что внимание слепых развито

Ниже, чем у зрячих. Однако неверно ставить вопрос о сравнительном развитии

Психических функций у слепых и зрячих как количественную проблему. Нужно

Спрашивать не о количественном, а о качественном, функциональном различии одной

И той же деятельности у слепых и зрячих. В каком направлении развивается

Внимание у слепого? Вот как надо спрашивать. И здесь, в установлении

Качественных особенностей, сходятся все. Точно так же, как у слепого есть

Тенденция к развитию памяти специфическим образом, у него есть тенденция к

Специфическому развитию внимания. Или вернее: как одним, так и другим процессом

Овладев ает общая тенденция к компенсации слепоты и дает им обоим одно

Направление. Своеобразие внимания у слепого заключается в особой силе

Сосредоточения последовательно вступающих в поле сознания раздражении слуха и

Осязания, в отличие от симультанно, т. е. сразу вступающих в поле зрения

Зрительных ощущений, вызывающих быструю смену и рассеивание внимания вследствие

Конкуренции многих одновременных стимулов. Когда мы хотим собрать наше внимание,

По словам К. Щтумпфа, мы прикрываем глаза и искусственно превращаемся в слепых

(1913). В связи с этим стоит и противоположная, уравновешивающая и

Ограничивающая особенность внимания у слепого: полнейшей концентрации на одном

Предмете до полного забвения об окружающем, полного погружения в предмет (что мы

Вс тречаем у зрячих) у слепых не может быть; слепой вынужден при всех

Обстоятельствах сохранять известный контакт с внешним миром через ухо и потому


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: