Потребности отвечает.
Правильнее было бы сказать, что у слепых есть тенденция к повышенному
Развитию памяти; развивается ли она на деле очень высоко - это зависит от многих
И сложных обстоятельств. Тенденция, установленная с несомненностью в психике
Слепого, становится сов ершенно объяснимой в свете компенсации. Чтобы завоевать
Позицию в общественной жизни, слепой человек вынужден развивать все свои
Компенсирующие функции. Память у слепого развивается под давлением тенденций к
Компенсации малоценности, создаваемой слепо той. Это можно видеть из того, что
Она развивается совершенно специфическим образом, определенным конечной целью
Этого процесса. О внимании слепых имеются различные и противоречивые данные.
Одни авторы (К. Штумпф (7) др.) склонны видеть у слепого повышенную деятельность
Внимания; другие (Шредер, Ф. Цех) и главным образом учителя слепых, наблюдающие
Поведение учащихся во время з анятий, утверждают, что внимание слепых развито
|
|
Ниже, чем у зрячих. Однако неверно ставить вопрос о сравнительном развитии
Психических функций у слепых и зрячих как количественную проблему. Нужно
Спрашивать не о количественном, а о качественном, функциональном различии одной
И той же деятельности у слепых и зрячих. В каком направлении развивается
Внимание у слепого? Вот как надо спрашивать. И здесь, в установлении
Качественных особенностей, сходятся все. Точно так же, как у слепого есть
Тенденция к развитию памяти специфическим образом, у него есть тенденция к
Специфическому развитию внимания. Или вернее: как одним, так и другим процессом
Овладев ает общая тенденция к компенсации слепоты и дает им обоим одно
Направление. Своеобразие внимания у слепого заключается в особой силе
Сосредоточения последовательно вступающих в поле сознания раздражении слуха и
Осязания, в отличие от симультанно, т. е. сразу вступающих в поле зрения
Зрительных ощущений, вызывающих быструю смену и рассеивание внимания вследствие
Конкуренции многих одновременных стимулов. Когда мы хотим собрать наше внимание,
По словам К. Щтумпфа, мы прикрываем глаза и искусственно превращаемся в слепых
(1913). В связи с этим стоит и противоположная, уравновешивающая и
Ограничивающая особенность внимания у слепого: полнейшей концентрации на одном
Предмете до полного забвения об окружающем, полного погружения в предмет (что мы
Вс тречаем у зрячих) у слепых не может быть; слепой вынужден при всех
Обстоятельствах сохранять известный контакт с внешним миром через ухо и потому