Одна точка Брайля сделала для слепых больше, чем тысячи благотворителей;
возможность читать и писать оказалась важнее, чем "шестое чувство" и
Изощренность осязания и слуха. На памятнике В. Гаюи (5), основателя образования
слепых, написаны слова. Обращенные к слепому ребенку: "Ты найдешь свет в образ
овании и в труде". В знании и труде видел Гаюи разрешение трагедии слепоты и
Указал этим путь, по которому мы идем сейчас. Эпоха Гаюи дала слепым
Образование? наша эпоха должна дать им труд.
4.
Наука нового времени подошла ближе к овладению истиной о психологии слепого
Человека. Школа венского психиатра А. Адлера, разрабатывающая метод
Индивидуальной психологии, т. е. социальной психологии личности, указала на
Значение и психологическую роль органического дефекта в процессе развития и
Формирования личности. Если какой-либо орган из-за морфологической или
Функциональной неполноценности не справляется вполне со своей работой, то
|
|
Центральная нервная система и психический аппарат принимают на себя задачу
Компенсировать затрудненное функционирование органа. Они создают над малоценным
Органом или функцией психическую надстройку, стремящуюся обеспечить организм в
Слабом и угрожаемом пункте.
При соприкосновении с внешней средой возникает конфликт, вызванный
Несоответствием недостаточного органа или функции с их задачами, что ведет к
Повышенной возможности заболевания и смертности. Этот конфликт создает и
Повышенные возможности, и стимулы к сверхкомпенсации. Дефект становится, таким
Образом, исходной точкой и главной движущей силой психического развития
Личности. Если борьба кончается для организма победой, то он не только
Справляется с созданными дефектом затруднениями, но и поднимает ся сам в своем
Развитии на высшую ступень, создавая из недостаточности одаренность, из дефекта
- способности, из слабости-силу, из малоценности - сверхценность. Так, слепой от
Рождения Н. Соундерсон составил учебник геометрии (A. Adler, 1927). Какого
Огромного напряжения должны были достигнуть у него психические силы и тенденция
К сверхкомпенсации вызванные к жизни дефектом зрения, чтобы он мог не только
Справиться с пространственной ограниченностью, которую влечет за собой слепота,
Но и ов ладеть пространством в высших формах, доступных человечеству только в
Научном мышлении, в геометрических построениях. Там, где мы имеем гораздо более