Смешения отдельных звуков и т. п. Мы знаем, что и нормальный ребенок проходит
Этот путь, Прежде чем овладевает правильной речью. Но его речь сразу же
Органически развивается из его лепета, она сразу осмысленна, приспособлена к
Выполнению своей функции. Если бы мы ждали, пока ребенок научится правильно
Выговаривать каждый звук, и только после это го обучали его складывать звуки в
Слоги, а слоги в слова, если бы мы шли от элементов речи к ее синтезу, мы
Никогда не услышали бы от ребенка живой и настоящей речи. Естественным
Гораздо большими целыми, чем предложение. Детям поэтому сразу дается
Осмысленная, нужная, жизненно необходимая речь - логическая речь, а не
Артикуляция.
Роль рефлекторного подражания и автоматизма при первоначальном обучении речи
подчеркивается и в системе К. Малиша (4). "Чем автоматичнее происходит процесс
Обучения произношению, - говорит он, - тем больше будет достигнуто результатов,
Так как сознате льное отношение ученика тормозит работу. В этом приходится
Убеждаться на практическом опыте. Если бы мать при первых попытках, в ходьбе
Своего ребенка ставила ему ножки и обращала на них внимание ребенка, то этим
Самым она только замедлила бы естестве нный процесс заучивания. Следовательно,
При первом обучении произношению не должно быть никакого сознательного
конструирования" (цит. по кн.: Г. И. Кюльпе, 1926, с. 82). Путь подражания -
Путь самый естественный. Точно так же, как в процессе овладения ходьбой ребенок
Неизбежно должен пройти через стадию неправильной ходьбы и приобрести верную
Постановку ног только в самом процессе ходьбы, и в процессе овладения речью он
Должен пройти через стадию своего особого, неправильного детского языка и приоб
Рести постановку звуков в процессе речи. Речь должна предшествовать звукам.
Поэтому мы стремимся возможно скорее вызвать, развить и закрепить речь у
Ребенка, не боясь, а приветствуя даже своеобразные особенности, формы,
Отклонения речи ребенка. Мы не боимся звукоподражаний у глухого ребенка, как не
боимся их у нормально слышащего. Если корова для него "му", а собака "ав-ав",
Это подвигает его вперед, и это плюс. Попутно идет развитие слухового внимания,
Так как процент абсолютно глухих невелик. Зд есь используются и развиваются
Остатки или зачатки слуха, упражняются дыхание и голос. На старшей ступени
Совершенствуется и закрепляется речь, шлифуются имеющиеся звуки и ставятся новые
В словах и фразах; дается грамота. Но принципом остается то же требование живой