Аналитического, искусс твенного, мертвого, звукового метода, борьба за целое
Слово, за осмысленную фразу, за логическую живую речь. Из новых и оригинальных
Методов, практикуемых в нашей школе и отвечающих этому принципу, я кратко
Остановлюсь только на Двух. Метод учителя Мо сковского института для глухонемых
И. Голосова (6) представляет первую и оригинальную попытку построить обучение
Устной речи целыми словами. Основная мысль автора - попытаться учить глухонемых
Речи тем же путем, каким учатся ей наши маленькие дети. В 1910 г. началась
Предварительная разработка метода, в 1913 г. в Варшаве - практическая работа, но
Только в годы революции в Москве разработка теории и практики метода была
Таты: так, в 1923/24 учебном году в 1-й группе с октября по май дети, занимаясь
По этому методу, овладели 22 звуками. Чтению с лица отводится главное место, в
Отличие от аналитического метода, в основе которого лежит техника произношения.
|
|
Со считывани ем с лица связывается чтение по печатным буквам и письмо. Звук не
Ставится отдельно, а прорабатывается в целых, сначала односложных словах, затем
- в целых фразах и даже рассказах.
Надо сказать, что метод Голосова в существенных чертах совпадает с методом
Целых слов Малиша, хотя и возник совершенно независимо от него, самостоятельным
И оригинальным путем. Совпадение говорит о том, что мы идем в верном
Направлении. Метод Малиша т ребует прежде всего живой речи. Общение начинается
сразу с обучения логической речи. "Преподается детям только то, что имеет
Логическое значение, что ученики могут понимать и сейчас же могут использовать
для общения с окружающей средой" (цит. по кн.: Г. И. Кюльпе, 1926, с. 81).
Чтение с лица, письмо, артикулирование и чтение букв - все эти четыре стороны
Обучения речи тесно слиты и здесь, но во главу угла поставлено все же чтение с
лица. "Удовлетворительное произношение достигается чисто рефлектор ным путем"
(там же), в то время как в основе аналитического метода лежит именно
Сознательное выделение каждого звука и связанного с ним кинестетического
Ощущения.
Судя по последнему Всегерманскому съезду по просвещению глухонемых в
Гейдельберге в июне 1925 г., этот метод, родившийся в Германии, родине
Классического аналитического звукового метода, не получил никакого существенного
Развития. Г. Леман (7) в докла де указал, что ни сейчас, ни, вероятно,
Когда-нибудь нельзя будет объявить какой-либо первоначальный метод обучения
Устной речи единственно правильным. Однако Леман признал, что методом Малиша