Опытов над собаками, что всякий прирожденный, наследственный рефлекс, если он

Сочетается с посторонним, индифферентным раздражителем, может ассоциироваться,

Связываться с послед ним и возбуждаться одним новым воздействием без основного

Стимула. Новый рефлекс называют условным в противоположность прежнему,

Безусловному. Подходя к поведению животного в целом и даже к поведению,

Человека, эта школа склонна рассматривать все поведение как состоящее из

Безусловных (наследст венных) рефлексов и условных, приобретенных в личном опыте

Индивида. Последние и будут условными реакциями в точном смысле слова, ибо они

Зависят исключительно от условий, в которых находился организм собаки или

Человека. В таком различении наследстве нных и условных реакций с русской школой

Вполне совпадает американская психологическая школа – бихевиоризм (2).

Несомненно, что в учении об условных рефлексах мы имеем ключ к физиологической

Природе всякого воспитательного процесса. С точки зрения физиологической, всякий

Воспитательный процесс может быть представлен как процесс выработки условных

Рефлексов на и звестные условные знаки и сигналы (раздражения, подчиненные всем

Тем механизмам образования и воспитания условных реакций, которые вскрыты в

Опытах Павлова).

Два вывода огромной важности мы можем сделать из этого учения в отношении

Интересующей нас темы. Один из принципиально важнейших выводов объективного

Изучения высшей нервной деятельности животных и человека устанавливает: условный

Рефлекс может быть в оспитан на любой внешний раздражитель, идущий с глаза, уха,

Кожи и пр. Любой элемент среды, любая частица мира, любое явление, любой знак

Могут выступить в роли условного раздражения. Процессы воспитания условного

Рефлекса во всех случаях будут одни и те же. Это значит, что физиологический

Субстрат воспитательного процесса, т. е. те физиологические изменения, которые

Вносит воспитательное воздействие в организм ребенка, будут по существу и по

Природе совершенно тождественными во всех случаях; и свет, и звук могут,

Следовательно, выступать в совершенно аналогичной физиологической роли. В этом

Законе заключается важнейшее принципиальное положение педагогики дефективного

В самом существенном та же, что и при воспитании детей нормальных.

Вся разница в том, что в отдельных случаях (при слепоте, глухоте) один орган

Восприятия (анализатор) заменяется другим, само же качественное содержание

Реакции остается тем же, как и весь механизм ее воспитания. Иначе говоря,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: