Сочетается с посторонним, индифферентным раздражителем, может ассоциироваться,
Связываться с послед ним и возбуждаться одним новым воздействием без основного
Стимула. Новый рефлекс называют условным в противоположность прежнему,
Безусловному. Подходя к поведению животного в целом и даже к поведению,
Человека, эта школа склонна рассматривать все поведение как состоящее из
Безусловных (наследст венных) рефлексов и условных, приобретенных в личном опыте
Индивида. Последние и будут условными реакциями в точном смысле слова, ибо они
Зависят исключительно от условий, в которых находился организм собаки или
Человека. В таком различении наследстве нных и условных реакций с русской школой
Вполне совпадает американская психологическая школа – бихевиоризм (2).
Несомненно, что в учении об условных рефлексах мы имеем ключ к физиологической
Природе всякого воспитательного процесса. С точки зрения физиологической, всякий
|
|
Воспитательный процесс может быть представлен как процесс выработки условных
Рефлексов на и звестные условные знаки и сигналы (раздражения, подчиненные всем
Тем механизмам образования и воспитания условных реакций, которые вскрыты в
Опытах Павлова).
Два вывода огромной важности мы можем сделать из этого учения в отношении
Интересующей нас темы. Один из принципиально важнейших выводов объективного
Изучения высшей нервной деятельности животных и человека устанавливает: условный
Рефлекс может быть в оспитан на любой внешний раздражитель, идущий с глаза, уха,
Кожи и пр. Любой элемент среды, любая частица мира, любое явление, любой знак
Могут выступить в роли условного раздражения. Процессы воспитания условного
Рефлекса во всех случаях будут одни и те же. Это значит, что физиологический
Субстрат воспитательного процесса, т. е. те физиологические изменения, которые
Вносит воспитательное воздействие в организм ребенка, будут по существу и по
Природе совершенно тождественными во всех случаях; и свет, и звук могут,
Следовательно, выступать в совершенно аналогичной физиологической роли. В этом
Законе заключается важнейшее принципиальное положение педагогики дефективного
В самом существенном та же, что и при воспитании детей нормальных.
Вся разница в том, что в отдельных случаях (при слепоте, глухоте) один орган
Восприятия (анализатор) заменяется другим, само же качественное содержание
Реакции остается тем же, как и весь механизм ее воспитания. Иначе говоря,