Одинаковой среде. Если сравним две пары близнецов - однояйцевых и двуяйцевых - и

Определим, в какой мере те или иные психические функци и у них сходны, то

окажется, что функции "А" (высшие психические функции) у той и у другой пары

близнецов, воспитывающихся в одной среде, дают близкий коэффициент сходства;

Значит, эти функции мало зависят от наследственности, а, следовательно, завися т

От определенных условий воспитания, от социальной среды. Коэффициент сходства

Функций "В" (элементарных психических функций) между теми же парами близнецов

Различен: эти функции оказываются наследственно более обусловлены, чем высшие

Психические фун кции.

Экспериментальные исследования моторных функций приводят к общему положению:

Чем элементарнее моторные процессы, тем коэффициент сходства будет более

Различен (у однояйцевых сходство больше, чем у двуяйцевых); чем более высоки

Моторные функции, тем пр и прочих равных условиях коэффициент сходства внутри

Обеих пар близнецов окажется больше. Самые высокие моторные функции наиболее

Воспитуемые, потому что они не являются филогенетическими, а приобретены в

Онтогенезе. Результаты экспериментальных иссле дований показывают, что высшие

Психологические процессы наиболее воспитуемы, ибо источником развития их

Структуры является коллективное воспитание ребенка.

Один из учеников Л. Термена (5) Куайд произвел экспериментальные работы в

Америке и доказал, что динамика развития элементарных функций и высших

Психических функций не одна и та же. Развитие нормального ребенка совершается

Главным образом за счет высш их процессов. То же наблюдается и у умственно

Отсталых детей. Так, ограничение умственной отсталости происходит за счет

Развития высших процессов.

Мне хотелось бы закончить указанием на то, что выводы, какими бы общими и

Малосодержательными ни казались, тем не менее тесно связаны с двумя основными

Задачами, которые стоят перед нами и которые должны дать определенный поворот

Нашей вспомогательной школе. Эти задачи-всеобщее обязательное обучение и

Политехнизация. Старая вспомогательная школа отражала минималистические

Тенденции и устремления. С одной стороны, сводясь к элементарному обучению,

Равняясь в лучшем случае на сокращенную программу пя тилетней школы, она видела

Предел развития, ставя под вопрос возможность дальнейшего обучения и

Приспособления ребенка. С другой стороны, эта школа базировалась на

Недифференцированном подходе к умственной отсталости. Она не выделяла отдельные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: