Определим, в какой мере те или иные психические функци и у них сходны, то
окажется, что функции "А" (высшие психические функции) у той и у другой пары
близнецов, воспитывающихся в одной среде, дают близкий коэффициент сходства;
Значит, эти функции мало зависят от наследственности, а, следовательно, завися т
От определенных условий воспитания, от социальной среды. Коэффициент сходства
Функций "В" (элементарных психических функций) между теми же парами близнецов
Различен: эти функции оказываются наследственно более обусловлены, чем высшие
Психические фун кции.
Экспериментальные исследования моторных функций приводят к общему положению:
Чем элементарнее моторные процессы, тем коэффициент сходства будет более
Различен (у однояйцевых сходство больше, чем у двуяйцевых); чем более высоки
Моторные функции, тем пр и прочих равных условиях коэффициент сходства внутри
Обеих пар близнецов окажется больше. Самые высокие моторные функции наиболее
|
|
Воспитуемые, потому что они не являются филогенетическими, а приобретены в
Онтогенезе. Результаты экспериментальных иссле дований показывают, что высшие
Психологические процессы наиболее воспитуемы, ибо источником развития их
Структуры является коллективное воспитание ребенка.
Один из учеников Л. Термена (5) Куайд произвел экспериментальные работы в
Америке и доказал, что динамика развития элементарных функций и высших
Психических функций не одна и та же. Развитие нормального ребенка совершается
Главным образом за счет высш их процессов. То же наблюдается и у умственно
Отсталых детей. Так, ограничение умственной отсталости происходит за счет
Развития высших процессов.
Мне хотелось бы закончить указанием на то, что выводы, какими бы общими и
Малосодержательными ни казались, тем не менее тесно связаны с двумя основными
Задачами, которые стоят перед нами и которые должны дать определенный поворот
Нашей вспомогательной школе. Эти задачи-всеобщее обязательное обучение и
Политехнизация. Старая вспомогательная школа отражала минималистические
Тенденции и устремления. С одной стороны, сводясь к элементарному обучению,
Равняясь в лучшем случае на сокращенную программу пя тилетней школы, она видела
Предел развития, ставя под вопрос возможность дальнейшего обучения и
Приспособления ребенка. С другой стороны, эта школа базировалась на
Недифференцированном подходе к умственной отсталости. Она не выделяла отдельные