Потому что это для него более или менее выгодно

Однако могут возникнуть реакции и другого характера. Ребенок может

Компенсировать трудности ответными агрессивными действиями по отношению к

Социальной среде, в которой он находится (к детской среде, родительской,

Школьной). Иными словами, ребенок мож ет пойти по пути компенсации, но другого

Типа. Позвольте показать на конкретном примере этого же тугоухого ребенка. У

Него может появиться повышенная раздражительность, упрямство, агрессивность по

Отношению к другим детям, он постарается практическими путями вырвать то, чего

Лишает его недостаток. Ребенок, вследствие тугоухости занимающий в играх

Последнее место, будет стараться играть большую роль. Он будет всегда стремиться

К детям младшего возраста. Такая компенсация очень своеобразна. Здесь выр

Абатываются черты характера, которые мы условно назвали бы властолюбием,

стремлением к "самодержавию", упрямством, т. е. стремлением непременно поставить

На своем, хотя то, что ему предлагалось бы, нисколько не шло в разрез с тем, что

Ребенок хочет сд елать. Что объединяет этот последний случай развития детского

Характера с предыдущим, когда ребенок бежит в болезнь или культивирует свою

Слабость? До известной степени эта компенсация реальна, потому что ребенок

Добивается другими путями того, чего л ишает его недостаток, и вместе с тем,

Конечно, фиктивна, потому что в коллективе младших с помощью упрямства, силы он

Добивается желаемого, но не преодолевает реально тех трудностей, которые перед

Ним стоят.

На основе этих примеров мы можем сказать, что развитие детского характера

Основывается на механизме компенсаторной реакции, т.е. реакции, старающейся

Преодолеть стоящие перед ребенком трудности. Эта реакция может протекать в трех

Различных формах: ре альный, фиктивный или средний тип компенсации, о которых мы

Говорили. Из приведенных примеров совершенно ясно, что мы вступили в область

Психологии трудновоспитуемого ребенка, потому что даже в случае реальной

Компенсации вы будете наталкиваться на ог ромные трудности в воспитании детского

Характера: ребенок, выработавший в себе повышенную сообразительность и другие

Положительные качества, будет вырабатывать и недочеты под влиянием тех сторон,

Которые у него не компенсируются, стараясь преодолеть п риносимое его несчастьем

Снижение реальной позиции. Это будет не благополучный, а в значительной степени

Неблагополучный процесс; его нельзя, назвать болезненным, потому что он ведет к


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: