Только та ее сторона, которая связана с проблемой трудновоспитуемого ребенка.
В современных учениях о характере исследователи ведут работу в двух
Противоположных направлениях. Одни психологи исследуют биологическое обоснование
Того, что мы называем человеческим характером или, правильнее сказать,
Человеконаправляющим темперамен том. Они изучают взаимоотношения органических
Систем, которые коррелируют с тем или иным типом поведения. Наиболее ярким
Примером исследования, основа которого связана со знанием тела человека, может
Служить известное учение Э. Кречмера. Другие исслед ователи изучают в характере
Не столько биологическое, органическое основание, сколько то, как он развивается
В различных условиях социальной среды, в которой ребенку приходится вырабатывать
Свой характер. Иначе говоря, эти исследователи имеют дело с х арактером в полном
Смысле слова, а не с темпераментом. Они имеют в виду те установки в поведении
человека, которые не столько зарождаются благодаря" наследственности, сколько
Вырабатываются на основе наследственных данных в процессе воспитания, развит ия
Ребенка, приспособления к той или иной среде. Наибольший интерес представляют
Именно исследования второго порядка, потому что, как я постараюсь показать,
Они-то и подходят наиболее близко к проблеме образования у ребенка трудного
Характера или укло нений в его характере.
Я позволю себе начать с конкретного примера, который пояснит, как современные
Психологи склонны рисовать образование тех или иных черт характера, той или иной
Установки в поведении человека. Допустим, перед нами ребенок, страдающий
Недостатком слуха в следствие каких угодно причин. Легко можно представить, что
Этот ребенок будет испытывать ряд трудностей, приспосабливаясь к окружающей
среде. Его будут оттирать другие дети на задний план во время игр, он будет
Опаздывать на прогулки, он окажется отодвинутым от активного участия в детском
Празднике, беседе. Словом, ребенок, обладающий пониженным слухом, из-за простого
Органического недостатка будет поставлен на более низкую социальную позицию, чем
Остальные дети. Мы хотим сказать, что этот ребенок в процессе приспособления к
Социальной среде будет натыкаться на большие препятствия, чем обычный ребенок.
Как это обстоятельство повлияет на образование детского характера?
Я думаю, развитие характера ребенка пойдет по таким основным линиям:
Вследствие плохого слуха он будет сталкиваться с трудностями - поэтому разовьет






