Пересмотру. В мою задачу не входит полный охват этой проблемы: меня интересует

Только та ее сторона, которая связана с проблемой трудновоспитуемого ребенка.

В современных учениях о характере исследователи ведут работу в двух

Противоположных направлениях. Одни психологи исследуют биологическое обоснование

Того, что мы называем человеческим характером или, правильнее сказать,

Человеконаправляющим темперамен том. Они изучают взаимоотношения органических

Систем, которые коррелируют с тем или иным типом поведения. Наиболее ярким

Примером исследования, основа которого связана со знанием тела человека, может

Служить известное учение Э. Кречмера. Другие исслед ователи изучают в характере

Не столько биологическое, органическое основание, сколько то, как он развивается

В различных условиях социальной среды, в которой ребенку приходится вырабатывать

Свой характер. Иначе говоря, эти исследователи имеют дело с х арактером в полном

Смысле слова, а не с темпераментом. Они имеют в виду те установки в поведении

человека, которые не столько зарождаются благодаря" наследственности, сколько

Вырабатываются на основе наследственных данных в процессе воспитания, развит ия

Ребенка, приспособления к той или иной среде. Наибольший интерес представляют

Именно исследования второго порядка, потому что, как я постараюсь показать,

Они-то и подходят наиболее близко к проблеме образования у ребенка трудного

Характера или укло нений в его характере.

Я позволю себе начать с конкретного примера, который пояснит, как современные

Психологи склонны рисовать образование тех или иных черт характера, той или иной

Установки в поведении человека. Допустим, перед нами ребенок, страдающий

Недостатком слуха в следствие каких угодно причин. Легко можно представить, что

Этот ребенок будет испытывать ряд трудностей, приспосабливаясь к окружающей

среде. Его будут оттирать другие дети на задний план во время игр, он будет

Опаздывать на прогулки, он окажется отодвинутым от активного участия в детском

Празднике, беседе. Словом, ребенок, обладающий пониженным слухом, из-за простого

Органического недостатка будет поставлен на более низкую социальную позицию, чем

Остальные дети. Мы хотим сказать, что этот ребенок в процессе приспособления к

Социальной среде будет натыкаться на большие препятствия, чем обычный ребенок.

Как это обстоятельство повлияет на образование детского характера?

Я думаю, развитие характера ребенка пойдет по таким основным линиям:

Вследствие плохого слуха он будет сталкиваться с трудностями - поэтому разовьет




double arrow
Сейчас читают про: