Направлении. Целенаправить развитие в высшей степени сложно и трудно. Здесь
Нужно очень глубокозахватывающее воздействие. Более или менее внешние средства
Часто оказываются очень эффективными, когда речь идет о ребенке, не оказывающем
Большого сопротивления. Но все эти средства, прекрасные сами по себе,
Оказываются бессильными, когда вы натыкаетесь на страшное сопротивление со
Стороны ребенка. А такое сопротивление действительно представляет огромную силу,
И бо упрям ребенок не потому, что он хочет быть упрямым, а потому, что известные
Причины, которые определяли развитие его характера, с самого начала вырастили
Это упрямство. Перевоспитать такого ребенка - задача очень длительная и сложная,
В подходе к к оторой мы практически начинаем находить только самые общие приемы.
3.
Позвольте остановиться на другой психологической проблеме, очень тесно
Связанной с трудной воспитуемостью, на проблеме одаренности. Есть дети, которые
|
|
Представляют трудность в отношении воспитания из-за тех или иных недостатков
Характера, но есть друг ая детская масса, которая представляет трудности в
Отношении обучения из-за тех или иных дефектов одаренности, т.е. недостаточности
Общего фонда психологического развития, что мешает ребенку учиться в школе и
Приобретать те знания, которые приобретают другие дети. Само собой разумеется, я
Сейчас беру вопросы только в самых грубых чертах и опускаю смешанные случаи,
Потому что труднообучаемый ребенок может быть и трудновоспитуемым: я опускаю
Случаи пограничные и те, которые не подходят под указанные рубрики. Проблема
Одаренности тоже подвергается ревизии, но гораздо более глубокой, чем проблема
Характера. Если в учении о характере мы видим продолжение тех основных двух
Линий, которые известны со времен древней психологии, т. е. учения, связывающе
Го характер с особенностями организма или с социальными условиями воспитания, то
В проблеме одаренности современная психология производит переворот в полном
Смысле этого слова.
Очень трудно систематически изложить проблему одаренности. Я опять-таки
Позволю себе, как было и с вопросом о характере, затронуть только одну сторону
Проблемы. К вопросу о воспитании и развитии труднообучаемого ребенка
Непосредственное отношение имее т вопрос единства или множественности
Одаренности. Этот вопрос заключается в следующем: представляет ли одаренность
Единую, гомогенную, цельную, единородную сторону, фактор или функцию, или же под