- перед нами картина детского полноценного или даже сверхценного развития
Одаренности, талантливости. Если компенсация не удалась - перед нами пониженное,
Неполноценное, задержанное, ис кривленное развитие. Один полюс этого процесса
Упирается в гениальность, другой - в невроз. Невроз, бегство в болезнь, полная
Асоциальность психологической позиции свидетельствуют о фиктивной цели,
направляющей весь жизненный план по ложному пути и искривляющей лейтлинию жизни
И характер ребенка. Неудавшаяся компенсация превращается в защитн ую борьбу при
Помощи болезни; побежденный защищается своей слабостью. Между этими двумя
Полюсами, крайними случаями располагаются все степени компенсации - от
Минимальной до максимальной. Это и есть та наиболее часто констатируемая нами и
Встречающаяс я в практике детская одаренность, к которой мы так привыкли.
Новизна динамического подхода сказывается не в изменении количественной оценки
|
|
Одаренности и ее специальных видов, а в отказе приписывать этой оценке
Самодовлеющее значение. Сам по себе дефект еще ничего не говорит о развитии в
Целом. Ребенок с тем или иным дефектом еще не есть дефективный ребенок. Вместе с
Дефектом даны стимулы для его преодоления. Развитие одаренности, как и развитие
Характера, идет диалектически и движется противоречием.
5.
Внутреннее противоречие направляет развитие характера по линии
"психофизического контраста", как условно обозначает Адлер противоположность
Органической недостаточности и психической компенсации. З. Фрейд выдвинул
Известный тезис о характерологической триаде (аккуратность, скупость, упрямство)
и о связи ее с анальной эротикой. Или другой тезис: "Субъекты, страдавшие
недержанием мочи, отличаются непомерным пламенным честолюбием" (3. Фрейд, 1923,
с. 23). "...Внутренняя необходимость подобной связи яв лений..." (там же, с. 20)
Далеко не до конца ясна и понятна и самому автору этой теории. Мы вправе
Спросить, какое значение для будущей жизни могут иметь эти черты характера.
Какая связь между этой триадой и анальной эротикой? Почему на всю жизнь пове
Дение определяется этой чертой, что помогает ей не атрофироваться, что питает
Ее? Для чего она нужна в системе психологических функций личности? Напротив,
Если нам показывают, как из детской неполноценности слуховой функции (пониженный
Слух) развивает ся путем реактивных образований и компенсаций повышенная
Чуткость, подозрительность, тревожность, любопытство и т. п. функций,