Компенсаторно го фонда, т. е. резервных сил организма. Если компенсация удалась

- перед нами картина детского полноценного или даже сверхценного развития

Одаренности, талантливости. Если компенсация не удалась - перед нами пониженное,

Неполноценное, задержанное, ис кривленное развитие. Один полюс этого процесса

Упирается в гениальность, другой - в невроз. Невроз, бегство в болезнь, полная

Асоциальность психологической позиции свидетельствуют о фиктивной цели,

направляющей весь жизненный план по ложному пути и искривляющей лейтлинию жизни

И характер ребенка. Неудавшаяся компенсация превращается в защитн ую борьбу при

Помощи болезни; побежденный защищается своей слабостью. Между этими двумя

Полюсами, крайними случаями располагаются все степени компенсации - от

Минимальной до максимальной. Это и есть та наиболее часто констатируемая нами и

Встречающаяс я в практике детская одаренность, к которой мы так привыкли.

Новизна динамического подхода сказывается не в изменении количественной оценки

Одаренности и ее специальных видов, а в отказе приписывать этой оценке

Самодовлеющее значение. Сам по себе дефект еще ничего не говорит о развитии в

Целом. Ребенок с тем или иным дефектом еще не есть дефективный ребенок. Вместе с

Дефектом даны стимулы для его преодоления. Развитие одаренности, как и развитие

Характера, идет диалектически и движется противоречием.

5.

Внутреннее противоречие направляет развитие характера по линии

"психофизического контраста", как условно обозначает Адлер противоположность

Органической недостаточности и психической компенсации. З. Фрейд выдвинул

Известный тезис о характерологической триаде (аккуратность, скупость, упрямство)

и о связи ее с анальной эротикой. Или другой тезис: "Субъекты, страдавшие

недержанием мочи, отличаются непомерным пламенным честолюбием" (3. Фрейд, 1923,

с. 23). "...Внутренняя необходимость подобной связи яв лений..." (там же, с. 20)

Далеко не до конца ясна и понятна и самому автору этой теории. Мы вправе

Спросить, какое значение для будущей жизни могут иметь эти черты характера.

Какая связь между этой триадой и анальной эротикой? Почему на всю жизнь пове

Дение определяется этой чертой, что помогает ей не атрофироваться, что питает

Ее? Для чего она нужна в системе психологических функций личности? Напротив,

Если нам показывают, как из детской неполноценности слуховой функции (пониженный

Слух) развивает ся путем реактивных образований и компенсаций повышенная

Чуткость, подозрительность, тревожность, любопытство и т. п. функций,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: