Надстройку, для нас становится осмысленной и пон ятной логика характера, его
Социально-психологическая закономерность.
Для Фрейда в особенностях характера раскрываются "неизменно продолжающие свое
существование первичные влечения", характер коренится в отдаленном прошлом. Для
Адлера характер - обращенная к будущему сторона личности. Как в толковании
Сновидений Фрейд и сходит из остатков вчерашнего дня и отдаленных детских
Переживаний, а Адлер из того, что сновидение есть военная разведка, прощупывание
Будущего, подготовка к будущим действиям, так точно, в учении о структуре
Личности, о характере новое учение вводит глубочайше ценную для психолога
Перспективу будущего. Оно освобождает нас от власти консервативных, обращенных
Назад теорий. В самом деле, для Фрейда человек, как каторжник к тачке, прикован
К своему прошлому. Вся жизнь определяется в раннем детстве из элементарных
Комбинаций и вся без остатка сводится к изживанию детских конфликтов. Остается
|
|
Непонятным, почему все последующие конфликты, травмы, переживания только
Наслаиваются на инфантильные, составляющие ствол и стержень всей жизни. В новом
Учении революционная перспектива будущего позволяет понять развитие и жизнь
Личности как единый процесс, стремящийся вперед и с объективной необходимостью
Направленный к конечной точке, к фина лу, намеченному требованиями социального
Бытия.
Психологическая перспектива будущего и есть теоретическая возможность
Воспитания. Ребенок по своей природе всегда оказывается неполноценным в обществе
Взрослых; его позиция с самого начала дает повод для развития у него чувств
Слабости, неуверенности и затрудненности. Ребенок долгие годы остается
Неприспособленным к самостоятельному существованию, и в этой
Неприспособленности, неудобстве детства лежит корень его развития. Детство и
Есть пора неполноценности и компенсации по преимуществу, т. е. зав оевания
Позиции по отношению к социальному целому. В процессе этого завоевания человек
Как определенный биотип превращается в человека как социотип, животный организм
Становится человеческой личностью. Общественное овладение этим естественным
Процессо м и называется воспитанием. Оно было бы невозможно, если бы в самом
Естественном процессе развития и формирования ребенка не была заложена