Этот вопрос заключается в формуле Павлова о существовании препятствий

Существование препятствий (как показала психология еще до Павлова) есть не

Только главное условие достижения цели, но и непременное условие самого

Возникновения и существования цели.

Два основных психологических положения, на которые опирается динамическая

Теория характера, - объяснение психической установки из будущего и принцип

Компенсации в развитии психики - оказываются, таким образом, внутренне

Связанными; одно в сущности является динамическим продолжением другого.

Существование препятствий создает "цель" для психических актов, т. е. вводит в

развитие психики перспективу будущего, а наличие это й "цели" создает стимул для

Стремлений к компенсации. Это два момента одного и того же психодинамического

Процесса. Заметим, кстати, для полного понимания внутренней логики развиваемых

Здесь взглядов, что третье основное положение, на которое мы опира емся -

Принцип социальной обусловленности процессов развития, - также внутренне связано

С двумя остальными и составляет в причинном ряду первый, все определяющий, а в

Обращенно-причинном или целевом-конечный, или финальный, момент все того же

Единого процесса-развития из необходимости.

Социальные условия, в которые должен врастать ребенок, и составляют, с одной

Стороны, всю ту область неприспособленности ребенка, из которой исходят

Творческие силы его развития; существование препятствий, толкающих ребенка к

Развитию, коренится в усл овиях социальной среды, в которую должен войти

Ребенок; с другой стороны, на достижение необходимого социального уровня

Направлено все развитие ребенка. Здесь начало и конец, альфа и омега.

Хронологически все три момента этого процесса можно изобразит ь так: 1)

Неприспособленность ребенка к социально-культурной среде создает мощные

Препятствия на пути роста его психики (принцип социальной обусловленности

развития); 2) эти препятствия служат стимулом для компенсаторного развития;

Становятся его целе вой точкой и направляют весь процесс (принцип перспективы

Будущего); 3) наличие препятствий повышает и заставляет совершенствоваться

Функции и приводит к преодолению этих препятствий, а значит, к приспособленности

(принцип компенсации). То, что отноше ния личности к среде стоят в начале (1) и

В конце (3) процесса, придает ему замкнутую, круговую форму и позволяет

Рассматривать его в прямом (причинном) и обращенном (целевом) аспекте.

4.

Но если мы знаем, как из слабости возникает сила, из недостатков -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: