Существование препятствий (как показала психология еще до Павлова) есть не
Только главное условие достижения цели, но и непременное условие самого
Возникновения и существования цели.
Два основных психологических положения, на которые опирается динамическая
Теория характера, - объяснение психической установки из будущего и принцип
Компенсации в развитии психики - оказываются, таким образом, внутренне
Связанными; одно в сущности является динамическим продолжением другого.
Существование препятствий создает "цель" для психических актов, т. е. вводит в
развитие психики перспективу будущего, а наличие это й "цели" создает стимул для
Стремлений к компенсации. Это два момента одного и того же психодинамического
Процесса. Заметим, кстати, для полного понимания внутренней логики развиваемых
Здесь взглядов, что третье основное положение, на которое мы опира емся -
Принцип социальной обусловленности процессов развития, - также внутренне связано
|
|
С двумя остальными и составляет в причинном ряду первый, все определяющий, а в
Обращенно-причинном или целевом-конечный, или финальный, момент все того же
Единого процесса-развития из необходимости.
Социальные условия, в которые должен врастать ребенок, и составляют, с одной
Стороны, всю ту область неприспособленности ребенка, из которой исходят
Творческие силы его развития; существование препятствий, толкающих ребенка к
Развитию, коренится в усл овиях социальной среды, в которую должен войти
Ребенок; с другой стороны, на достижение необходимого социального уровня
Направлено все развитие ребенка. Здесь начало и конец, альфа и омега.
Хронологически все три момента этого процесса можно изобразит ь так: 1)
Неприспособленность ребенка к социально-культурной среде создает мощные
Препятствия на пути роста его психики (принцип социальной обусловленности
развития); 2) эти препятствия служат стимулом для компенсаторного развития;
Становятся его целе вой точкой и направляют весь процесс (принцип перспективы
Будущего); 3) наличие препятствий повышает и заставляет совершенствоваться
Функции и приводит к преодолению этих препятствий, а значит, к приспособленности
(принцип компенсации). То, что отноше ния личности к среде стоят в начале (1) и
В конце (3) процесса, придает ему замкнутую, круговую форму и позволяет
Рассматривать его в прямом (причинном) и обращенном (целевом) аспекте.
4.
Но если мы знаем, как из слабости возникает сила, из недостатков -