Единой прямой линии, вычерченной историей, может быть состоятель на только при
Том условии, что характеры не рождаются, а создаются. Не развертывание, а
Выработка -правильное название процесса возникновения характера. Именно эта
Точка зрения дает ключ к пониманию личности в социальном аспекте, ключ к
Пониманию клас сового характера - не в условно-метафорическом смысле, а в
Реально-конкретном смысле классового отпечатка на биологической структуре
Личности. Как на основной недостаток статических теорий характера А. Б. Залкинд
Указывает на противоречие, в которое э ти теории вступают с тем фундаментальным
Фактом, что каждый человек есть не только биологическая, но и историческая
Единица и несет в своем характере исторические черты.
"Может ли классовое положение (позиция эксплуататорства. или
Эксплуатируемости), историческая эпоха (революция, реакция) толкать к тому или
иному типу... характера?" (А. Б. Залкинд, 1926, с. 178). В этом вопросе резко
|
|
Намечена та черта, которая раздел яет два разных способа постигать характер.
Один способ-видеть в характере биологический фатум, другой- видеть в характере
Историческую форму личности. Первый взгляд сказался в известном тезисе Г.
Компейрэ, рассматривавшего характер как готовую и сложи вшуюся к моменту
рождения совокупность признаков: "Не впадая в парадокс, - говорит он, - можно
Сказать, что ребенок, который впоследствии будет прилежным, проявляет эту
наклонность в той манере, с которой он схватывает и держит рожок" (по кн.:
Душевная жизнь ребенка, 1916, с. 261). Иначе говоря, характер рождается вместе с
Человеком и дан уже в манере новорожденного схватывать и держать рожок. В
Противоположность этому Гроос видит огромное биологическое значение игры как
Естественного воспитания в ее способности вести нас от унаследованной природы к
новой, "приобретаемой" природе человека, или, "применяя здесь в известном смысле
старое выражение,-от старого Адама вести человека к новому Адаму..." (К. Гроос,
С. 72). Но характер и есть новый Адам, новая вторая природа человека.
* * *
В последние годы учение Адлера, особенно в его прикладной и практически
Педагогической части, оказывает большое влияние на теорию и практику социального
Воспитания в Германии и Австрии. Педагогика является важнейшей областью этого
Психологического уче ния. По словам О. Ф. Канитца, учение это уже потому имеет