Человеческую жизнь с самого детства в одну сплошную нить и направить ее по

Единой прямой линии, вычерченной историей, может быть состоятель на только при

Том условии, что характеры не рождаются, а создаются. Не развертывание, а

Выработка -правильное название процесса возникновения характера. Именно эта

Точка зрения дает ключ к пониманию личности в социальном аспекте, ключ к

Пониманию клас сового характера - не в условно-метафорическом смысле, а в

Реально-конкретном смысле классового отпечатка на биологической структуре

Личности. Как на основной недостаток статических теорий характера А. Б. Залкинд

Указывает на противоречие, в которое э ти теории вступают с тем фундаментальным

Фактом, что каждый человек есть не только биологическая, но и историческая

Единица и несет в своем характере исторические черты.

"Может ли классовое положение (позиция эксплуататорства. или

Эксплуатируемости), историческая эпоха (революция, реакция) толкать к тому или

иному типу... характера?" (А. Б. Залкинд, 1926, с. 178). В этом вопросе резко

Намечена та черта, которая раздел яет два разных способа постигать характер.

Один способ-видеть в характере биологический фатум, другой- видеть в характере

Историческую форму личности. Первый взгляд сказался в известном тезисе Г.

Компейрэ, рассматривавшего характер как готовую и сложи вшуюся к моменту

рождения совокупность признаков: "Не впадая в парадокс, - говорит он, - можно

Сказать, что ребенок, который впоследствии будет прилежным, проявляет эту

наклонность в той манере, с которой он схватывает и держит рожок" (по кн.:

Душевная жизнь ребенка, 1916, с. 261). Иначе говоря, характер рождается вместе с

Человеком и дан уже в манере новорожденного схватывать и держать рожок. В

Противоположность этому Гроос видит огромное биологическое значение игры как

Естественного воспитания в ее способности вести нас от унаследованной природы к

новой, "приобретаемой" природе человека, или, "применяя здесь в известном смысле

старое выражение,-от старого Адама вести человека к новому Адаму..." (К. Гроос,

С. 72). Но характер и есть новый Адам, новая вторая природа человека.

* * *

В последние годы учение Адлера, особенно в его прикладной и практически

Педагогической части, оказывает большое влияние на теорию и практику социального

Воспитания в Германии и Австрии. Педагогика является важнейшей областью этого

Психологического уче ния. По словам О. Ф. Канитца, учение это уже потому имеет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: