Большое значение для социалистического рабочего движения, что выдвигает на

первый план значение среды и воспитания. "Оно дает психологическое обоснование

словам Маркса: наше общественное бытие определяет наше сознание" (О. F. Kanitz,

С. 165). Канитц особенно настаивает на том, что практические выводы из

учения Адлера, приложение этой теории к воспитанию вступают в противоречие с

капиталистическим строем и его культурной средой. "Одним словом, индивидуальная

Психология, превращенная в практику, расшатывает рамки капиталистического

Общественного порядка. И таким образом буржуазный психолог этого направления

Как уже сказано, мы оставляем в стороне сложный вопрос о взаимоотношении

Индивидуальной психологии и марксизма. Однако мы считаем нужным указать на

Наличие двух полярных тенденций внутри этого учения, для того чтобы осветить

Фактическое состояние вопр оса.

Учение А. Адлера опирается на смешанный и сложный философский фундамент. С

Одной стороны, он утверждает, что идеи К. Маркса больше, чем чьи-либо другие,

Могут иметь значение для индивидуальной психологии. С другой - он жадно

Впитывает идеи А. Бергсона, В. Штерна и других идеалистов и отмечает совпадение

Многих своих идей с основными пунктами их философии. Со всей справедливостью

Адлер говорит, что ни в его намерения, ни в его задачи не входило установление

Отношения индивидуальной психологии к фил ософии. Прав Адлер, пытающийся дать

Гносеологическое обоснование этой теории, когда говорит, что отдельные элементы

Этого учения находятся в связи, найденной чисто эмпирическим путем, т. е. что у

Этой теории нет еще своей философско-последовательной м етодологии.

Именно поэтому она вбирает в себя философские элементы самого непримиримого

Характера. Вся современная психология переживает кризис, смысл которого

Заключается в том, что существует не одна, но две психологии. Они до сих пор еще

Разрабатываются вместе: психология естественнонаучная, материалистическая и

Психология идеалистическая, телеологическая. Эта идея осознана современной

Психологией в трудах Ф. Брентано, Г. Мюнстерберга, В. Дильтея, Э. Гуссерля, П.

Наторпа и многих друг ах. Психология Адлера, как и все в современной психологии,

Содержит в себе в нерасчлененном виде начатки и принципы этих двух совершенно

Непримиримых и полярных научных систем. Отсюда - методологическая борьба внутри

Этого направления и попытки оформи ть его методологически при помощи одной или

другой системы. <...>

Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: