первый план значение среды и воспитания. "Оно дает психологическое обоснование
словам Маркса: наше общественное бытие определяет наше сознание" (О. F. Kanitz,
С. 165). Канитц особенно настаивает на том, что практические выводы из
учения Адлера, приложение этой теории к воспитанию вступают в противоречие с
капиталистическим строем и его культурной средой. "Одним словом, индивидуальная
Психология, превращенная в практику, расшатывает рамки капиталистического
Общественного порядка. И таким образом буржуазный психолог этого направления
Как уже сказано, мы оставляем в стороне сложный вопрос о взаимоотношении
Индивидуальной психологии и марксизма. Однако мы считаем нужным указать на
Наличие двух полярных тенденций внутри этого учения, для того чтобы осветить
Фактическое состояние вопр оса.
Учение А. Адлера опирается на смешанный и сложный философский фундамент. С
Одной стороны, он утверждает, что идеи К. Маркса больше, чем чьи-либо другие,
|
|
Могут иметь значение для индивидуальной психологии. С другой - он жадно
Впитывает идеи А. Бергсона, В. Штерна и других идеалистов и отмечает совпадение
Многих своих идей с основными пунктами их философии. Со всей справедливостью
Адлер говорит, что ни в его намерения, ни в его задачи не входило установление
Отношения индивидуальной психологии к фил ософии. Прав Адлер, пытающийся дать
Гносеологическое обоснование этой теории, когда говорит, что отдельные элементы
Этого учения находятся в связи, найденной чисто эмпирическим путем, т. е. что у
Этой теории нет еще своей философско-последовательной м етодологии.
Именно поэтому она вбирает в себя философские элементы самого непримиримого
Характера. Вся современная психология переживает кризис, смысл которого
Заключается в том, что существует не одна, но две психологии. Они до сих пор еще
Разрабатываются вместе: психология естественнонаучная, материалистическая и
Психология идеалистическая, телеологическая. Эта идея осознана современной
Психологией в трудах Ф. Брентано, Г. Мюнстерберга, В. Дильтея, Э. Гуссерля, П.
Наторпа и многих друг ах. Психология Адлера, как и все в современной психологии,
Содержит в себе в нерасчлененном виде начатки и принципы этих двух совершенно
Непримиримых и полярных научных систем. Отсюда - методологическая борьба внутри
Этого направления и попытки оформи ть его методологически при помощи одной или
другой системы. <...>
Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка.