Ызывает как бы социальный вывих. Дефект сам по себе еще не есть трагедия. Он

есть только предлог и повод для возникновения трагедии. "Причитания и вздохи, -

Говорит А. М. Щербина, - сопровождают слепого в течение его жизни; таким

образом, медленно, но верно совершается огромная разрушительная работа" (1916,

С. 39). Сам по себе органический дефект (слепота, глухота и т. п.) есть факт

Биологический. Но воспитателю приходится иметь дело не столько с этими фактами

Самими по себе, сколько с их социальными последствиями. Когда перед нами слепой

Ребенок как объект восп итания, здесь приходится иметь дело не столько со

Слепотой, сколько с теми конфликтами, которые возникают у такого ребенка при

Вхождении в жизнь. Поэтому воспитание дефективного ребенка есть социальное

Воспитание. Так же точно и процессы компенсации, возникающие у такого ребенка

Под влиянием дефекта, направляются в основном не по линии органического

Восполнения недостатка (что невозможно), а по линии психологического

Преодоления, замещения, выравнивания дефекта, по линии завоевания социальной

Полн оценности или приближения к ней. Дефект, как сказано выше, есть не только

Минус, недостаток, слабость, но и плюс, источник силы и способностей, стимул к

Компенсации. Одновременно с дефектом даны и психологические тенденции

Противоположного направления, даны силы для преодоления этого дефекта. Наука

Указывает путь для воспитания дефективного ребенка: надо построить весь

Воспитательный процесс по линии естественных тенденций к компенсации дефекта.

Психологические основы воспитания и обучения слепого ребенка. Основная

Особенность внутреннего и внешнего развития слепого ребенка -тяжкое нарушение

Его пространственных восприятии и представлений, ограниченность в свободе

Движения, беспомощность в отношении пространства. Все остальные силы и

Способности слепого ребенка могут полноценно функционировать. А. Петцельд видит

Самую характерную особенность личности слепого ребенка в противоречии между

Относительной беспомощностью в пространственном от ношении и возможностью

Посредством речи полного и совершенно адекватного общения и взаимного понимания

Со зрячими. Именно речь и основанное на ней общение со зрячими являются основным

Средством компенсации у слепого ребенка. Предоставленный сам себе, замкнутый в

Кругу собственного опыта, не включенный в социальный опыт, слепой ребенок

Развился бы в совершенно особенное существо, глубоко отличное от нормального

человека и совершенно неприспособленное к жизни в мире зрячих. "У них


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: