Нарушает деятельность организма, он служит стимулом к повышенному развитию

Других функций организма; он толкает, побуждает организм к усиленной

Деятельности, которая могла бы компенсировать недостаток, преодолеть

Затруднения. Это общий закон, одинаково приложимый к биологии и психологии

Организма: минус дефекта превращается в плюс компенсации, т. е. недостаток

Оказывается стимулом повышенного развития и деятельности. Различают два основных

Вида компенсации: прямую, или органическую, и непрямую, или психическую. Первая

Имеет место большей частью при повреждении, или удалении одного из парных

органов. Напри мер, при удалении одной почки, одного легкого и т. д. другой:

Оставшийся парный орган компенсаторно развивается и принимает функции больного

Органа. Там, где прямая компенсация невозможна, задачу берет на себя центральная

Нервная система и психический аппарат человека, создавая над больным или

Недостаточным органом защитную надстройку из высших функций, обеспечивающих его

Работу. По мнению А. Адлера, ощущение дефективности органов служит для индивида

Постоянным стимулом к развитию психологии.

Воспитание ребенка с тем или иным физическим дефектом опирается обычно на

Непрямую, психическую, компенсацию, так как прямая, органическая, компенсация

Слепоты, глухоты и т. п. недостатков невозможна.

Три основных типа дефекта. Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения

Его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В

Деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих

Различные функци и: воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств),

Ответный, или рабочий, аппарат (связанный с рабочими органами тела, мышцами,

Железами) и центральная нервная система. Недостаток каждого из трех аппаратов

По-разному влияет на развитие ребенка и его воспитание. Соответственно этому

Следует различать три основных типа дефекта: повреждение или не достаток

Воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота), повреждение или

Недостаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки) и недостаток или

Повреждение центральной нервной системы (слабоумие). Не только тип дефекта, но и

Тип комп енсации во всех трех случаях будет различный.

3. Психофизиологическая основа воспитания ребенка с дефектом. "По существу между

Нормальными и ненормальными детьми нет разницы,-говорит П. Я. Трошин. - Те и

Другие - люди, те и другие - дети, у тех и у других развитие идет по одним

законам. Разница з аключается лишь в способе развития" (1915, с. XIII). Всякое


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: