Таким образом, на вопрос о том, откуда берутся, как складываются, каким путем
Развиваются высшие процессы детского мышления, мы должны ответить, что они
Возникают в процессе социального развития ребенка путем перенесения на самого
Себя тех форм сотруд ничества, которые ребенок усваивает в процессе
Взаимодействия с окружающей социальной средой. Мы видим, что коллективные формы
Сотрудничества предшествуют индивидуальным формам поведения, вырастающим на их
Основе, и являются их прямыми родоначальникам и и источниками их возникновения.
В этом основной смысл сформулированного нами закона двойного появления высших
Психических функций в истории развития ребенка. Таким образом, из коллективного
Поведения, из сотрудничества ребенка с окружающими людьми, из его социального
Опыта возникают высшие функции интеллектуальной деятельности.
Приведем еще несколько примеров, показывающих зависимость между развитием
Коллективных форм сотрудничества, с одной стороны, и индивидуальных способов
Поведения в виде высших психических функций-с другой. Прежде всего, скажем о
Споре. В свое время Д. Болдуин и Э. Риньяно высказывали мысль, что истинное
Размышление является не чем иным, как дискуссией, или спором, перенесенным
Внутрь личности. Пиаже сумел генетически обосновать эту мысль и показать, что в
Детском коллективе раньше должно возникнуть столкновение мнений, спор, для того
Чтобы позже у детей данного коллектива могло появиться размышление как особый
Процесс внутренней деятельности, неизвестный ребенку более раннего возраста.
Развитие размышления берет начало в споре, в столкновении мн ений - таков
Основной вывод этого исследования.
И в самом деле, по остроумному выражению Пиаже, мы охотно верим самим себе на
Слово. В процессе индивидуального мышления не может возникнуть сама задача
Проверить, доказать, опровергнуть известное положение, мотивировать утверждение.
Доказать правильн ость своих мыслей, возразить, привести доводы-все это как
задача приспособления может возникнуть только в процессе детского спора. "Это
Мое место, - говорит ребенок, которого наблюдал Пиаже. - Ты должен его мне
уступить, потому что я всегда здесь сижу". - "Нет, оно мое, - возражает другой,
- потому что я пришел раньше и занял его".
В наипримитивнейшем детском споре уже содержится зародыш будущих размышлений:
Понятие о причинности, доказательстве и т. д. Если в истории детского
Размышления, тесно связанного со спором, мы наблюдаем генетическую зависимость