Связи с развитием интеллекта, то на примере игр с правилами мы наблюдаем, как
Показал ряд исследований, ту же самую генетическую зависимость в связи с
Развитием детской воли. Умение уп равлять своим поведением, сдерживать
Непосредственные импульсивные действия, заменять их другими, вытекающими не из
Непосредственно воздействующей внешней ситуации, а из стремления подчинить свое
Поведение известному игровому правилу, направить поведе ние сообразно с задачами
Игры; умение координировать свои действия с деятельностью товарищей- одним
Словом, все элементы первичного управления собой, которые заслуживают названия
Волевых процессов, первоначально возникают и проявляются в какой-либо ко
Ллективной форме деятельности. Ее примером может служить игра с правилами. Потом
Эти формы сотрудничества, приводящие к подчинению поведения известному игровому
Правилу, становятся внутренними формами деятельности ребенка, его волевыми
Процессами.
Игра с правилами, следовательно, занимает такое же место в истории развития
Детской воли, как спор или дискуссия в истории развития размышления.
Если бы тема настоящей работы позволила нам подробно рассмотреть развитие
Каждой из высших психологических функций, мы могли бы показать, что
Сформулированные нами выше правила в одинаковой степени охватывают и такие
Функции, как внимание, память, пра ктический интеллект ребенка, его восприятие и
Др. Везде и всюду развитие личности ребенка обнаруживается как функция от
Развития его коллективного поведения, везде наблюдается один и тот же закон
Перенесения социальных форм поведения в сферу индивидуа льного приспособления.
Этот закон, как уже сказано, имеет особое значение для правильного понимания
Развития и недоразвития высших психических функций у ненормального ребенка.
Дефект и неразвитость высших функций стоят в ином отношении друг к другу, чем
Дефект и неразвитост ь элементарных функций. Это различие необходимо усвоить для
Того, чтобы найти ключ ко всей проблеме психологии ненормального ребенка. В то
Время как недоразвитие элементарных функций часто есть прямое следствие того или
Иного дефекта (например, недора звитие моторики при слепоте, недоразвитие речи
При глухоте, недоразвитие мышления при умственной отсталости и т. д.),
Недоразвитие высших функций у ненормального ребенка возникает обычно как
Добавочное, вторичное явление, надстраивающееся на основе ег о первичных