Они представ ляют собой то звено, которое является слабым местом всей цепи
Симптомов ненормального ребенка, следовательно, то место, куда должны быть
Направлены все усилия воспитания для того, чтобы в этом наиболее слабом месте
Разорвать цепь.
Почему высшие функции недоразвиваются у отсталого ребенка? Не потому, что
Дефект непосредственно препятствует этому или делает невозможным их появление.
Наоборот, экспериментальное исследование сейчас с несомненностью показало
Принципиальную возможнос ть развить даже у умственно отсталого ребенка те
Способы деятельности, которые лежат в основе высших функций. Следовательно,
Недоразвитие высших функций-вторичная надстройка над дефектом. Недоразвитие
Проистекает из того факта, который мы можем назвать выпадением ненормального
Ребенка из коллектива. Процесс здесь идет примерно следующим образом. Из-за того
Или иного дефекта у ребенка возникает ряд особенностей, которые препятствуют
|
|
Нормальному развитию коллективного общения, сотрудничества и взаим одействия
Этого ребенка с окружающими людьми, Выпадение из коллектива или затруднение
Социального развития, в свою очередь, обусловливает недоразвитие высших
Психических функций, которые при нормальном течении дела возникают
Непосредственно в связи с развитием коллективной деятельности ребенка.
Ниже мы поясним это простыми примерами. Сейчас скажем только, что
Затруднения, которые испытывает ненормальный ребенок в коллективной
Деятельности, являются все же причиной недоразвития высших психических функций.
Это основной вывод, к которому привод ит нас все рассмотрение вопроса. Но
Коллектив, как фактор доразвития высших психических функций, в отличие от
Дефекта, как фактора недоразвития элементарных функций, находится в наших руках.
Насколько практически безнадежно бороться с дефектом и его н епосредственными
Следствиями, настолько законна, плодотворна и многообещающа борьба с
Затруднениями в коллективной деятельности. Мы могли бы то же самое сказать
Иначе: при недоразвитии элементарных функций мы часто оказываемся бессильны
Устранить причину, вызвавшую их недоразвитие, следовательно, мы ведем борьбу не
С причиной отсталости, а с ее проявлениями, не с болезнью, а с симптомами. При
Развитии высших психических функций мы можем воздействовать не на проявление, но
На самую причину, мы боремся не с симптомами, а с самой болезнью. Подобно тому
Как в медицине, причинная терапия, устраняющая причину болезни, является ис