Высших процессов не первично, но вторично обусловлено дефектом, и следовательно

Они представ ляют собой то звено, которое является слабым местом всей цепи

Симптомов ненормального ребенка, следовательно, то место, куда должны быть

Направлены все усилия воспитания для того, чтобы в этом наиболее слабом месте

Разорвать цепь.

Почему высшие функции недоразвиваются у отсталого ребенка? Не потому, что

Дефект непосредственно препятствует этому или делает невозможным их появление.

Наоборот, экспериментальное исследование сейчас с несомненностью показало

Принципиальную возможнос ть развить даже у умственно отсталого ребенка те

Способы деятельности, которые лежат в основе высших функций. Следовательно,

Недоразвитие высших функций-вторичная надстройка над дефектом. Недоразвитие

Проистекает из того факта, который мы можем назвать выпадением ненормального

Ребенка из коллектива. Процесс здесь идет примерно следующим образом. Из-за того

Или иного дефекта у ребенка возникает ряд особенностей, которые препятствуют

Нормальному развитию коллективного общения, сотрудничества и взаим одействия

Этого ребенка с окружающими людьми, Выпадение из коллектива или затруднение

Социального развития, в свою очередь, обусловливает недоразвитие высших

Психических функций, которые при нормальном течении дела возникают

Непосредственно в связи с развитием коллективной деятельности ребенка.

Ниже мы поясним это простыми примерами. Сейчас скажем только, что

Затруднения, которые испытывает ненормальный ребенок в коллективной

Деятельности, являются все же причиной недоразвития высших психических функций.

Это основной вывод, к которому привод ит нас все рассмотрение вопроса. Но

Коллектив, как фактор доразвития высших психических функций, в отличие от

Дефекта, как фактора недоразвития элементарных функций, находится в наших руках.

Насколько практически безнадежно бороться с дефектом и его н епосредственными

Следствиями, настолько законна, плодотворна и многообещающа борьба с

Затруднениями в коллективной деятельности. Мы могли бы то же самое сказать

Иначе: при недоразвитии элементарных функций мы часто оказываемся бессильны

Устранить причину, вызвавшую их недоразвитие, следовательно, мы ведем борьбу не

С причиной отсталости, а с ее проявлениями, не с болезнью, а с симптомами. При

Развитии высших психических функций мы можем воздействовать не на проявление, но

На самую причину, мы боремся не с симптомами, а с самой болезнью. Подобно тому

Как в медицине, причинная терапия, устраняющая причину болезни, является ис


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: